При какой температуре можно класть асфальт

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности асфальтобетона. Также от типа асфальтовой смеси зависит область применения и температурный диапазон нагрева асфальта, требуемый для проведения работ по асфальтированию.

«Если асфальтобетонная смесь содержит много щебня из прочных горных пород, ее прочность и жесткость возрастают, вследствие чего перед укладкой смесь разогревается сильнее, чтобы обеспечить достаточную пластичность, необходимую для качественного уплотнения»

Укладка асфальта, производимая в соответствии с технологией асфальтирования, требует обязательного соблюдения температурного режима, так как это напрямую влияет на качество дорожного полотна.

Выделяют следующие основные виды асфальтобетона, отличающиеся по температуре при укладке:

  • горячий;
  • литой;
  • холодный.

Каждая разновидность имеет свои температурные диапазоны, допустимые при проведении работ. Температура асфальта при укладке также возрастает в зависимости от процентного содержания щебня или гравия.

При какой температуре укладывается горячий асфальт

Горячий асфальт является наиболее востребованным материалом для устройства прочных покрытий, так как обладает высоким качеством. Асфальтирование материалами из данной группы осуществляется с поздней весны до ранней осени (при температуре от +5°C), так как в холодную погоду будет происходить слишком быстрое охлаждение.

– Средняя температура асфальта при укладке (для горячих смесей) – 120°C.

Как температура укладки горячего асфальта изменяется при разном содержании горных пород

Тип асфальта по содержанию горных пород Температура перед укладкой Температура асфальта при укладке (в процессе остывания)
А – 50-60% 120-145°C 120-100°C
Б – 40-50% 110-130°C 110-90°C
В – 30-40% 105-120°C 105-85°C
Г – песок из горных пород 105-120°C 105-85°C
Д – песок из осадочных пород 85-110°C 85-75°C

Так как в процессе укладки смесь теряет температуру, разогревать материал следует не до минимального температурного порога, а до средних и максимальных значений, в зависимости от скорости асфальтирования.

При какой температуре укладывается литой асфальт

Литой асфальтобетон относится к горячим асфальтовым смесям, поэтому перед укладкой требует разогрева. Использование данного материала, как и других горячих смесей, допускает в теплые сезоны при температуре воздуха от +5°C.

  • Средняя температура асфальта при укладке (для литых горячих смесей) – 220°C.
  • В зависимости от погодных и технологических условий, а также от состава смеси, разогрев перед укладкой имеет температурный диапазон от 185 до 250°C.

Особенностью литого асфальта является отсутствие потребности в уплотнении, так как смесь самостоятельно набирает прочность в процессе остывания. Поэтому разогревать данный вид асфальта перед укладкой нужно с меньшим запасом, чем обычный горячий асфальтобетон.

При какой температуре укладывается холодный асфальт

Холодный асфальтобетон не обладает такими же характеристиками, как горячие смеси, поэтому используется не для устройства дорожного покрытия, а для ямочного ремонта и асфальтирования пешеходных зон.

  • Данный материал не требует разогрева перед укладкой, достаточно поддерживать около 20°C.
  • Может использоваться поздней осенью, ранней весной, а иногда и в зимнее время – до -10°C.

При этом температура асфальта при укладке, если речь и холодных смесях, не должна быть слишком низкой. Если сырье хранилось в холодных условиях, рекомендуется поместить его перед использованием в отапливаемое помещение. Также область применения можно разогреть перед укладкой, чтобы промерзлое основание не слишком быстро охлаждало асфальтовую смесь.

Из-за чего понижается температура асфальта при укладке

В процессе укладки асфальтобетон остывает в зависимости от следующих факторов:

  • Температура воздуха – чем она ниже, тем быстрее происходит охлаждение.
  • Температура основания для укладки – чем холоднее основание, тем быстрее теряется температура.
  • Толщина асфальтового слоя – чем меньше толщина, тем быстрее остывает асфальт.
  • Скорость укладки – чем дольше проводится асфальтирование, тем больше температуры потеряет асфальтобетон.

Учет данных факторов позволит точнее определить нужную температуру нагрева асфальтобетона.

Выводы

Средняя температура асфальта при укладке зависит, в первую очередь, от разновидности асфальтобетонной смеси:

  • Температура укладки горячего асфальта – 110-130°C;
  • Температура укладки холодного асфальта – не требует нагрева, около 20°C;
  • Температура укладки литого асфальта – 190-230°C.

Также нужно учитывать, что в процессе асфальтирования смесь остывает по различным причинам, поэтому предварительный нагрев должен иметь запас.

Кроме того, температура асфальта при укладке должна быть увеличена, если горячий или литой асфальт содержит много щебня из горных пород. Чем выше содержание прочных и жестких пород, тем сильнее нужно разогреть смесь, чтобы получить достаточную пластичность.

Почему можно укладывать асфальт в любую погоду

Нередко можно наблюдать ситуацию, когда производится укладка асфальта в дождь или снег. Выполнение дорожных работ регулируется нормами СНиП. В документе предполагается технология для сухой и тёплой погоды. У многих возникает вопрос, так выполняется ли укладка асфальта в лужи?

Современные виды укладки

Разработано несколько современных технологий проведения дорожных работ и разными видами материала.

Горячая укладка производится при строительстве новых автомобильных магистралей, капитальном ремонте. Выполнение операции – в летнее время. Процесс заключается в нанесении на необходимую площадь горячей битумной смеси до полного остывания. Для проведения работы используется специальная техника. Полотно выдерживает нагрузки более 20 тонн. Климатические условия: температура выше +5 градусов по Цельсию, отсутствие осадков.

Холодная укладка применяется при ямочном ремонте дорог. Для выполнения работ используется готовая асфальтная смесь. Операция выполняется без использования специальной техники. Сначала очищается яма от мусора, пыли, воды, а затем производится укладка асфальтного состава. Покрытие, выполненное холодной смесью, выдерживает нагрузку не более 3,5 тонн. Климатические условия: температура до – 20 градусов по Цельсию, укладка асфальта в дождь допускается. Основные преимущества:

  • Продолжительный срок хранения.
  • Возможность проводить операции без специальной подготовки и техники.
  • Работы выполняются при любой погоде.

Главный недостаток – высокая цена и низкие нормативные нагрузки.

Литая укладка применяется при строительстве дорог I и II категории, для ремонта, строительства оснований дорожных одежд, тротуарного покрытия. Готовую смесь доставляют на дорожно-строительную площадку в специальных цистернах-термосах. Температура асфальтной массы составляет 200-250 градусов. Дорожное покрытие, выполненное литым асфальтом, выдерживает нагрузку потока транспорта более 3000 автомобилей в сутки. Климатические условия: температура не ниже – 10 градусов по Цельсию, покрытие допускается при выпадении осадков (кроме ливня). Очень высокая стоимость материала. Преимуществом материала является:

  • В продаже имеются специальные контейнеры с литым асфальтом, готовым к использованию.
  • Обладает хорошей водопроницаемостью.
  • Высокая устойчивость к деформации.
  • Работы можно проводить круглогодично.
  • Не вступает во взаимодействие с химическими реагентами.
  • Экологически чистый.

В таблице приведены сравнительные характеристики различных видов и асфальтной смеси.

Характеризующие показатели Горячие смеси Холодный асфальт Литой асфальт
Готовность к применению Необходима подготовка Готов к использованию Необходима подготовка
Температурный режим применения +5 градусов С и выше -20 — +40 градусов С до – 10 градусов С
Календарь применения Сезонное Круглый год Круглый год
Необходимость спецтехники Требуется Не требуется Требуется
Потребление энергии Необходима Нет Необходима

Следует вывод: укладка асфальта в дождь допустима при соблюдении определённых условий:

  • Нельзя выполнять работы при сильном выпадении осадков.
  • Операцию следует проводить быстро, потому что смесь теряет свои свойства.

Последовательность укладки асфальта

Дорожно-строительные работы предполагают последовательное выполнение действий:

  1. Место для укладки асфальта очищается.
  2. Расчищенный участок засыпается щебнем.
  3. Для улучшения сцепления основания и асфальта поверх щебня заливается эмульсионная смесь.
  4. Затем накладывается битумный слой и сухой щебень.
  5. Уложенные слои выравниваются специальной техникой.

Выполнять работы разрешается при допустимых температурах. Нормативные документы СНиП и ГОСТ устанавливают определённые требования, которые необходимо выполнять.

Плохое состояние дорог обусловлено нарушением технологии укладочных операций и нарушение нормативных требований СНиП и ГОСТ.

Последовательность выполнения ямочного ремонта

Выполнение ремонтных работ асфальтного покрытия производится в следующем порядке:

  1. Анализ состояния слоя дороги, глубины выбоины.
  2. Разметка границ образовавшейся ямы. Вокруг выбоины рисуют прямые линии. Если дефектные участки находятся недалеко друг от друга, объединяют одним периметром.
  3. С помощью фрезы и отбойного молотка по очерченному контуру делается вертикальное углубление, не менее толщины слоя покрытия.
  4. Затем удаляется повреждённый асфальт и мусор.
  5. Участок обрабатывается битумом или полимерной эмульсией.
  6. Выполняется укладка смеси битума и мелкофракционного щебня.
  7. Нанесение финишного слоя в виде битумного покрытия.

Ямочный ремонт приходится проводить для разных видов дорог. Поток автомобильной техники по магистрали не прекращается, перекрывается движение только на ремонтируемом участке. Для этого выставляются предупредительные знаки.

Работы следует проводить в сухую погоду. Но не всегда дорожникам погода позволяет соблюдать все требования. Порядок действий написан в ГОСТ «Автомобильные дороги и улицы».

Срок службы дорог по нормативным документам

С 2011 года в Российской Федерации вступили в действие новые правила. Восстановительные работы проводятся один раз в три года, раньше продолжительность периода составляла семь лет. Согласно, принятого закона ведётся паспорт дороги, где указывается история каждого отремонтированного километра. Дорожно-строительная организация несёт ответственность за качество работы. Все недоделки и дефекты устраняются за их счёт строителей.

По нормам допускается разрушение дорожного покрытия после ямочного ремонта всего 5 процентов. На гарантийный срок влияет интенсивность автомобильного потока, особенности эксплуатации.

На магистралях I и II категории покрытие меняется большим полотном. Как правило, производится перекрытия движения в одном из направлений. Работы должны выполняться согласно документации СНиП и ГОСТ.

Основные причины разрушения дорожного полотна

На качество асфальтного полотна влияет не только неправильная эксплуатация дорог, но и другие причины:

  • Неправильная дозировка битумной эмульсии приводит к образованию трещин, выбоин.
  • Образования в дорожном покрытии дыр. Основная причина — укладка асфальта в сильный дождь или снег, несоблюдение требований СНиП.
  • Использования низкокачественного слоя не обеспечивает надёжного сцепления со старым покрытием.
  • Щебень в целях экономии заменяют битым кирпичом. Каждая категория дороги предполагает использования определённых фракций щебня. Несоблюдение технологии приводит к проседанию полотна.
  • Не соблюдается нормативная высота каждого слоя.
  • Использование некачественной асфальтной смеси.

Основной причиной плохого состояния дорог является человеческая халатность. Невыполнения технологии укладки асфальта в дождь или снег.

Нормативные документы

Соблюдение ГОСТа по проведению работ предусматривает следующие пункты:

  1. За асфальтную смесь отвечает положение ГОСТа 9238.
  2. Соблюдение температурного режима.
  3. Использование щебня определённой фракции. Нормы материалы указаны в ГОСТе 8267. Осадочные породы регулируются ГОСТом 8736.
  4. Требования по битуму приведены в статье ГОСТа 22245.

СНиП содержит информацию о нормах укладки асфальтного покрытия. Нормативный документ указывает температурный режим для проведения работ.

Сравнение дорог в Российской Федерации и других странах

Министерство транспорта в 2017 году правило анализ средней стоимости дорог. Данные в таблице приведены без учёта качества и ширины полотна, а также НДС.

№ п/п Страна Стоимость 1 км, млн. рублей
1 Германия 122,6
2 Франция 101,1
3 Канада 82,3
4 США 72,0
5 Испания 49,3
6 Россия 41,0
7 Финляндия 40,6

Стоимость некоторых дорожных работ превышает зарубежных. Отсутствие типовых проектов приводит к удорожанию на первоначальном этапе строительства. Составление проектно-сметной документации требует больших финансовых вложений.

Читайте также  Фундамент на суглинке какой лучше

Неправильный логистический подход по доставке необходимого материала. Удешевление строительства магистралей за счёт толщины верхнего слоя уменьшает срок эксплуатации.

Для информации: в Германии верхний слой асфальта составляет 22 сантиметра, в России – 8 сантиметров.

Можно ли класть асфальт в лужи, грязь или просто на снег? Инфографика

Многие не раз наблюдали процесс укладки асфальта зимой или поздней осенью. Но вряд ли кто-то старался вникнуть в технические особенности этого процесса. Оказывается, ремонтировать дороги в это время года можно, но при определённых обстоятельствах.

Согласно действующим советским СНИПам, асфальт нельзя укладывать при температуре ниже +15, но сейчас появились новые материалы и технологии, которые позволяют выполнять работы даже при минусовых температурах. Но никак не ниже -10 ºС.

Что нужно сделать, чтобы положить асфальт зимой?

Чтобы выполнить ремонт дороги зимой, необходимо подготовить территорию: убрать снег, лёд и обработать место специальными реагентами.

Дождь и снег снижают температуру смеси, поэтому в сырую погоду не рекомендуется выполнять укладку толстых слоёв асфальта. Укладывать дорожное покрытие при слабых осадках можно только по всей ширине дороги, а не частями в разные дни. В ливень и метель укладка полотна невозможна.

Как укладывают асфальт?

Укладка асфальта состоит из следующих этапов: очищенное место для новой трассы покрывают щебнем. Затем заливают эмульсию, которая должна обеспечить фиксацию асфальта. Сверху накладывается ещё один слой битума и сухого щебня, поверхность выравнивается катком.

Почему на дороге появляются ямы и трещины?

При укладке асфальта дорожные службы часто экономят. В первую очередь, на эмульсии, задача которой — удерживать щебень. В итоге асфальт кладётся на сухую поверхность, поэтому быстро начинает разъезжаться, образуя трещины.

Второе, на чём пытаются сэкономить — щебень. Вместо него под асфальт могут положить колотый кирпич, который по прочности несравним с гравием. В итоге асфальт проваливается, образуя ямы. Согласно нормативам, для «лёгкой» дороги достаточно одного слоя средней фракции (20–40 мм). Если же это магистраль, то рекомендуется укладывать щебень в несколько слоёв: первый слой из крупной фракции (40–70 мм), за ним — из средней, последний — из мелкой (5–20 мм). Главное — укатывать каждый слой катком.

Экономят дорожники и на самом покрытии — асфальте. Он, как и битумная эмульсия, изготавливается из нефти. Но не каждый сорт этого сырья подходит для качественной укладки дорог. Как правило, строители не проверяют качество нефти, отсюда — непрочность покрытия. Толщина асфальта зависит от предполагаемой эксплуатации дороги. Минимальная толщина составляет 4–5 см (для дворовых территорий и т. п.). При высокой интенсивности дорожного движения асфальт опять же кладут слоями, используя разную зернистость. Первым слоем кладётся крупнозернистый асфальтобетон, наверх — мелкозернистый. Для большей надёжности кладут третий поверхностный слой. Перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий поливают битумом.

Ну и основная причина плохих дорог — халатность. Трещины часто появляются из-за воды, которая проникает под покрытие и замерзает во время холодов, тем самым расширяя дыры в дорожном полотне. Строители могут пренебречь техническими требованиями и положить асфальт на снег. В этих действиях кроется не только халатность, но и возможность получения очередного заказа. В лужу положишь — через пару месяцев всё переделывать, вот и готов новый заказ, а списать всё можно на суровый климат.

Когда следует применять холодную и горячую укладку асфальта?

Существует холодный и горячий способ укладки асфальта.

Холодной укладкой чаще всего пользуются при ремонте дороги. Главное в этом процессе — хорошо утрамбовать покрытие. Преимуществом использования холодного асфальта является всесезонность его применения.

Работы по ремонту дороги можно не прекращать даже в зимний период.

Есть несколько видов холодного асфальта:

– Летний холодный асфальт. Температура окружающей среды при укладке от +15 до +30 °С.

– Межсезонный холодный асфальт. Температура окружающей среды при укладке от -5 до +15 °С.

Но такой способ не подходит при строительстве новой дороги или капитальном ремонте старой. В таком случае прибегают к горячей укладке. Асфальт должен укладываться непременно в горячем виде. Впрочем, осенью и ранней весной добиться качественного ремонта дорог с помощью горячей укладки сложно.

Вместо неё применяют технологию литого асфальта. Литой асфальт — это смесь песка, гравия и молотого известняка с битумом. Литой асфальт не обязательно укатывать катками, его консистенция такова, что он ложится плотным литым слоем, не нуждаясь в дополнительном уплотнении. Литой асфальт отличается водостойкостью, поэтому его можно укладывать даже во время дождя. Температура литого асфальта во время укладки может варьироваться в пределах 200–250 градусов. Технология позволяет класть асфальт при -10 °С. Максимальная толщина литого асфальта не должна превышать 25–30 мм. Литой, как и другие виды асфальта, можно использовать не только в дорожном строительстве, но и в таких видах работ, как устройство кровли, покрытие мостов, отделка помещений.

Дорогам отмерено служить три года

С 2011 года в силу вступили новые правила, согласно которым, ремонт дорог должен проводиться не раз в семь лет, как это было раньше, а раз в три года. По мнению чиновников, из-за климатических условий дорога в России служит не более трёх лет.

В том же году столичные коммунальщики начали вести историю дорог. В документах прописывается, когда ремонтировался тот или иной километр магистрали. При обнаружении брака исправлять ошибки за свой счёт должны подрядчики, проводившие работы.

Сравнительная стоимость дорог в России и за рубежом

Некоторые дорожные работы в России по цене в разы превышают стоимость дорог за рубежом. Первое в этом списке — земля, которую нужно выкупить у собственников. В России она обычно включается в стоимость проекта, а в Европе — нет. При этом затраты на отвод земли в России составляют 6–7 % от стоимости проекта, в Московской области — 30 %, а в Москве — до 70 %. Многие заблаговременно скупают прилегающую к будущей трассе землю и затем втридорога продают государству.

Следующее по дороговизне — стоимость проектирования. В России фактически отсутствуют типовые проекты дорог, поэтому каждую новую дорогу приходится проектировать заново. Затем проект отправляется на госэкспертизу, пройти которую с первого раза почти невозможно. Повторная же экспертиза стоит до 70 % от первоначальной — и это без учёта стоимости доработки проекта.

И третье — доставка материалов. Качественный песок и щебень часто приходится возить за десятки, а то и сотни километров. Простой пример: при строительстве некоторых тоннелей в олимпийском Сочи использовалась отделка, произведённая в Красноярске. С доставкой за пять тысяч километров.

В итоге неудивительно, что строительство дороги Адлер – Красная Поляна обошлось в 285 млрд рублей — дороже зарубежных аналогов в 1,9 раза. В Европе стоимость прокладки одного километра туннеля в горном массиве составляет около $70 млн.

Единственное, из-за чего дорога в России может быть дешевле европейской — это более тонкая дорожная одежда, рассчитанная на меньший срок службы. В Германии толщина верхнего слоя асфальта должна быть 22 см. В России — 8 см. Всё это сказывается на сроке эксплуатации. Кроме этого, если качество используемого асфальта проверить можно, то количество песка и щебня — нет. Поэтому дорожники пользуются этим: хочешь, положи меньше материала, хочешь — укажи в документах дальность доставки необходимого песка 200 км, а привези обычный, из ближайшего карьера.

О хороших дорогах россиянам остаётся лишь мечтать или же строить их по контрактам жизненного цикла, чтобы подрядчик сам обслуживал построенную дорогу и в случае плохой укладки платил штрафы.

Асфальт можно класть и в дождь, и в снег — теперь официально

Лента новостей

  • 01:20 Директор института в «Станкине» Зусев задержан по делу о многомиллионных хищениях
  • 01:01 Airbus продает два военно-транспортных A400M в Казахстан
  • 00:53 Байден был уклончивым в отношении вопроса о вступлении Украины в НАТО
  • 00:29 Сборная России по футболу сыграла вничью с Хорватией
  • 00:11 Forbes: Natura Siberica прекращает работу магазинов и останавливает производство
  • вчера, 23:32 В Афганистане к концу сентября могут закончиться запасы предоставленного ООН продовольствия
  • вчера, 22:40 «Лукойл» добровольно заплатил более 374 млн рублей за вред от нефтеразлива реке Колве
  • вчера, 22:06 В Севастополе кадетский корпус СК РФ получил новый статус
  • вчера, 21:32 МИД Китая призвал расследовать преступления американских военных в Афганистане
  • вчера, 20:58 Чемезов: оружия для противодействия «Кинжалам» нет ни у одной армии мира
  • вчера, 20:24 Сербия произвела более полумиллиона доз «Спутника V»
  • вчера, 19:50 В Ростовской области задержан начальник ГИБДД Миллеровского района
  • вчера, 19:19 Страны ЕС отказались принять беженцев из Афганистана
  • вчера, 18:50 Умер гитарист группы «Зоопарк» Александр Храбунов
  • вчера, 18:20 Лидер «Талибана» возглавит правительство Афганистана
  • вчера, 18:07 Суд признал законным приговор трем активистам, которые облили здание Генпрокуратуры краской
  • вчера, 18:03 Собянин назвал Москву крупнейшим донором России
  • вчера, 17:48 ВОЗ внесла штамм «мю» COVID-19 в список потенциально опасных
  • вчера, 17:20 Верховный суд снял с выборов в Госдуму бизнесмена Дмитрия Потапенко
  • вчера, 17:08 Индекс Мосбиржи обновил исторический максимум
  • вчера, 16:48 В Сергиевом Посаде появился бесплатный «ябломат»
  • вчера, 16:40 Мосгорсуд не отменил арест экс-губернатора Пензенской области
  • вчера, 16:22 FacePay заработает на всех станциях московского метро с 15 октября
  • вчера, 15:50 Комиссия назвала преждевременными сообщения о причинах крушения Ил-112В
  • вчера, 15:25 Проценко допустил новую ковид-вспышку в Москве в конце сентября
  • вчера, 14:56 Лукашенко объявил о масштабных поставках военной техники из России
  • вчера, 14:50 Суд заочно арестовал ближайшего соратника Тесака по делу об убийствах
  • вчера, 14:24 В России предложили ввести пособия для пенсионеров-вдовцов
  • вчера, 13:57 В Казахстане произошел неконтролируемый рост инфляции
  • вчера, 13:46 Бизнес подписал хартию по детской безопасности в интернете
  • вчера, 13:26 Журналисты призвали Путина изменить законы об иноагентах
  • вчера, 12:53 Путин оценил человеческие потери от революции 1917 года и распада СССР
  • вчера, 12:24 Лавров заявил о небольшом уме украинских политиков
  • вчера, 11:59 Эксперты назвали регионы с наиболее подорожавшей ипотекой на вторичку
  • вчера, 11:39 Санкт-Петербург вновь обошел Москву по числу новых случаев COVID-19
  • вчера, 11:20 Поселение Аминовка подаст в суд на СМИ за сообщения о мусульманском анклаве
  • вчера, 10:51 Президент РФ поздравил учащихся и педагогов с новым учебным годом
  • вчера, 10:38 Талибы ночью пытались войти в Панджшер с двух направлений
  • вчера, 10:20 Сбербанк снизил минимальный возраст для получения ипотеки
  • вчера, 09:50 МЧС предупредило о возможном мощном извержении вулкана Шивелуч
  • вчера, 09:18 В Москве отменили платные пересадки на транспорте в течение 90 минут
  • вчера, 08:49 В России с 1 сентября вступают в силу несколько законов
  • вчера, 08:19 В России заработала «гаражная амнистия»
  • вчера, 07:47 Советник Зеленского предложил переименовать страну в Русь-Украину
  • вчера, 07:16 «Ъ» стала известна причина крушения Ил-112В в Подмосковье
  • вчера, 05:02 Страны ЕС разделены по вопросу приема афганских беженцев
  • вчера, 03:51 Apple планирует добавить спутниковые функции в iPhone на случай ЧС
  • вчера, 02:36 Tagesschau: Москва усвоила афганский урок
  • вчера, 02:00 США выделят Украине 60 млн долларов «срочной военной помощи»
  • вчера, 01:32 BI: Байден не будет обсуждать с Зеленским вопрос о членстве Украины в НАТО
Читайте также  Какой песок нужен для тротуарной плитки

Все новости »

Росавтодор разрешил обновлять дорожное покрытие в минусовую температуру и при незначительных осадках при условии соблюдения технологий. Что об этом говорят сами дорожники?

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС —>

Дорожные работы в дождь и снег стали настолько привычной картиной, что кажется, будто рабочие специально дожидаются осадков, чтобы выйти класть асфальт. Теперь это можно делать официально. В рекомендациях Росавтодора указано, что класть асфальт можно при температуре до минус десяти градусов, и даже в условиях дождя и снега. Работы запрещено проводить, только если осадки обильные — более пяти миллиметров.

Зачем понадобились эти рекомендации? Проблема в тендерах на дорожные работы, из-за которых укладка асфальта как раз приходится на непогоду, говорит генеральный директор компании «Трасса М95» Петр Коваленко:

Петр Коваленко генеральный директор компании «Трасса М95» «Основная причина в том, что тендерная документация разыгрывается в сентябре — августе, и срок окончания по этой тендерной документации приходится именно уже на холода. Асфальт укладывается в последнюю очередь, это последний этап всех дорожных работ. Если срок окончания контракта прописан позже 1 ноября, то существует риск. Технически до минус десяти градусов можно укладывать. Если подрядчик, кто выиграл тендер, согласен на риск, что он за свой счет в дальнейшем будет по гарантии восстанавливать асфальтовое покрытие, но, как нам всегда говорят чиновники, вы же видели, зачем вы в тендере тогда участвуете? Если вы видите, что там могут быть такие риски, как хотите, так и укладывайте и потом дальше несите ответственность».

Но класть асфальт прямо на снег просто бесполезно. Росавтодор в своих рекомендациях отмечает, что важно предварительно расчистить поверхность от снега, льда и грязи, просушить ее терморазогревателем. Но неизвестно, насколько это будет соблюдаться. По словам гендиректора «Дорстрой-СК» Алексея Смирнова, в мороз можно класть только литой асфальт — его используют для аварийных ремонтов. Но опять же его нельзя класть ни в снег, ни в лужи:

— Раньше у нас была дорожная инспекция, все делали, как полагается. Сейчас ее упразднили, потому что она мешала некоторым людям работать, вот и все. Если поверхность влажная, даже литой асфальт к ней не приклеится. Вы посмотрите, как и куда они кладут асфальт и кто его кладет.

— Если в минус восемь положили, подлатали этим кусочком какую-то яму, до весны уже точно не хватит?

— Скорее всего, не хватит: она просто не приклеится, не застынет.

В Росавтодоре объясняют, что разрабатывали документ «с целью увеличения продолжительности строительного сезона автомобильных дорог». Возможно, дело еще и в том, что сроки ремонта сдвигаются из-за нехватки материалов. В некоторых регионах, например в соседней Тульской области, говорят о проблемах со щебнем: все идет на стройку в столицу.

Технология укладки асфальта в зимний период

До недавнего времени укладка асфальта в зимний период вызывала у основных участников дорожного движения только глухое раздражение в адрес работников дорожных служб и поднимало вполне закономерные вопросы о качестве таких ремонтно-восстановительных процессов. Однако появление инновационных технологий и материалов сегодня значительно расширило сезонные и температурные рамки, при которых можно укладывать асфальт.

Возможна ли укладка асфальта в минусовые температуры?

Особенность российского климата заключается в том, что в отдельных регионах снег лежит большую часть года (в течение полугода и более), а дороги при этом нуждаются в регулярном обслуживании, поскольку такой долгий безремонтный период приведет к усугублению существующих проблем и более высоким расходам на их последующее устранение. Если учесть эту закономерность, то укладка асфальта зимой не просто возможна, но и необходима.

Но работа при пониженных температурах вносит коррективы в процесс. К обязательным условиям относится применение всевозможных пластификаторов и отвердителей, которые придают смеси должную текучесть и не позволяют ей излишне быстро застывать под воздействием отрицательных температур. Кроме того, не рекомендовано прокладывать асфальт излишне толстым слоем, поскольку это отрицательно скажется на параметрах его застывания.

Разрешено ли по закону?

Проведение работ в холодную погоду не раз наблюдали многие автомобилисты, которые непременно задавались вопросом: разрешено ли на законодательном уровне проведение дорожных работ в заведомо неблагоприятных погодных условиях? С недавнего времени ситуация претерпела изменения.

Ранее существующая законодательная база разрешала укладку асфальта только при температурах не менее 5°с. На сегодняшний день асфальтоукладчикам можно проводить работы при достаточно низких температурах (вплоть до -10°C), а также в условиях умеренных осадков.

Рекомендации Росавтодора

Предоставив разрешение на укладку асфальтовых покрытий, Росавтодор также подготовил ряд методических рекомендаций. Они на данный момент носят исключительно рекомендательный характер, но дорожным организациям, желающим обеспечить должное качество работ и надежность уложенного асфальта, лучше принять их во внимание.

Основные моменты, на которых нужно обратить внимание при проведении работ зимой, выражаются в следующем:

  • Тщательная очистка дорожного основания от наледи и уплотненного снега. Вопреки мнению, что при проведении работ в сложных погодных условиях, можно укладывать асфальтовую смесь непосредственно в снег или грязь, обязательным этапом технологии является именно качественная предварительная подготовка основания. Для обеспечения очистки полотна используются плужные снегоочистители и автогрейдеры.
  • Двухэтапная очистка дороги в случае, если толщина снежно-ледового слоя превышает 4 см.

  • В этой ситуации подготовка включает грубую очистку, выполняемую при помощи плужных или плужно-щеточных снегоочистительных машин, а потом повторную проходку по расчищаемому участку автогрейдером. Завершающим этапом очистки является нанесение специальных химических составоd, препятствующих обледенению и способствующих ускоренному таянию снежного слоя, и последующая очистка дороги с использованием механических щеток.
  • Допускается проведение работ при выпадении осадков (снег, дождь) в случае, если дорожное основание было предварительно подготовлено. При этом желательно предварительно (до момента появления осадков) распылить на основание жидкий битум или эмульсию. Оптимальный тип материалов при выпадении осадков — литые и холодные асфальтобетонные составы.
  • Укладка асфальтовых составов на мокрое основание не производится.
  • Запрещается проводить работы по укладке асфальтобетонных покрытий в случае выпадения интенсивных осадков (более 5 мм), поскольку в этих ситуациях сложно обеспечить должное качество работ.

Возможные риски при проведении дорожных работ зимой

Осуществляя устройство дороги в этот период, следует особо тщательно подходить к соблюдению технологии, поскольку любое отступление от установленных норм чревато снижением качества покрытия и его быстрым разрушением. Особую опасность несет погода, при которой низкие температуры сопровождаются высокой влажностью. В этом случае влага просачивается в самые небольшие поры и трещинки нового покрытия, а потом под влиянием отрицательных температур преобразовывается в лёд, постепенно деформируя асфальт изнутри.

Еще одной особенностью является сложность в обеспечении достаточно надежной сцепки между отдельными слоями дорожного покрытия. Во избежание некачественной сцепки потребуется постоянный подогрев и просушивание грунтовой основы для предупреждения накопления чрезмерного количества влаги, но даже в этом случае устранить ее полностью не удастся, что ухудшит уровень адгезии между слоями.

Стоит отметить, что в зимний период запрещена укладка асфальта на песчаное или щебневое основание.

В порах такой подушки сохраняются частицы льда, которые начинают таять с приходом тепла и вызывают ускоренное растрескивание покрытия.

Учитывая перечисленные аргументы, можно заключить, что даже при наличии высококачественных материалов и применении современных технологий, единственным типом работ, показывающим высокую эффективность, практически при любой погоде является ямочный ремонт, направленный на устранение дефектов дорожного полотна. Что же касается укладки новой дороги с нуля, то этот тип работ лучше отложить на более благоприятный период.

Холодное асфальтирование

Применение холодного асфальта является самой современной и эффективной технологией для проведения безотлагательного ямочного ремонта, выполняемого при низких температурах окружающей среды.

В состав холодных смесей, в отличие от классического горячего асфальта, включены эластичные битумы, вязкость которых увеличивается под воздействием низких температур. При этом компонентные формулы существующих составов постоянно совершенствуются, что обеспечивает простоту их укладки, удобство применения и долговечность полученного покрытия.

Основные достоинства холодного асфальтирования по сравнению с наиболее распространенным горячим выражаются в следующем:

  • В готовом виде составы могут храниться до 12 месяцев, благодаря чему у организации всегда может быть в наличии запас материалов для безотлагательного проведения работ.
  • Нижний температурный предел укладки достигает -20°C, что обеспечивает возможность применения смесей в любой период года.
  • Движение транспорта по отремонтированным участкам допускается сразу после укладки, что способствует более эффективному уплотнению ремонтных латок.
  • Простота использования. При укладке и транспортировке материалов не нужно применять дорожную спецтехнику.

К недостаткам холодных асфальтобетонных смесей можно отнести их дороговизну по сравнению с горячим методом, невозможность применения при ремонте крупных выбоин и быстрое разрушение при недостаточном уровне уплотнения.

Горячее литьё

Имея высокий уровень текучести, литые смеси гораздо больше, чем другие типы составов, подходят для устройства дорожного полотна в зимний период.

От стандартного горячего асфальта такой материал отличается включением твердого битума, характеризующегося высокой вязкостью, и различных минеральных компонентов в составе.

Рабочая температура для укладки этих смесей составляет 200°C, благодаря чему при использовании литых составов можно выполнять укладку асфальта прямо на снег.

Преимущества использования литого асфальта при обустройстве и ремонте дорог зимой выражаются в следующих особенностях:

  • Залитая смесь не нуждается в уплотнении, поскольку нужные свойства покрытие приобретает самостоятельно по мере застывания.
  • Идеальная адгезия при укладке асфальта в неблагоприятных условиях (низкие температуры, осадки, высокая влажность и прочее).
  • Высокий уровень пластичности.
  • Несложный процесс укладки, осуществляемый преимущественно автоматически с применением спецтехники.
  • Возможность экстренного проведения работ практически при любых условиях окружающей среды.

Основные недостатки литого асфальта заключаются в необходимости применения дорогостоящей спецтехники для поставки материала к месту проведения работ и обеспечения его укладки. При наступлении тепла эксплуатационные свойства асфальта, сделанного из таких материалов, ухудшаются, поскольку воздействие высоких температур способствует размягчению покрытия и может вызвать его проседание.

При какой температуре воздуха можно класть асфальт

Можно ли класть асфальт в дождь и снег?

Чтобы разобраться в том, можно ли класть асфальт в дождь и снег, необходимо знать о способах его укладки. А их всего три:

  • горячий;
  • холодный;
  • литой.
Читайте также  Как соединить фанеру между собой

Горячий способ

актуален при строительстве новых дорог, ремонтных работах со снятием старого асфальта или небольших участков дорог в теплое время. Метод подразумевает использование битумной смеси, которую требуется укатывать до полного охлаждения. Особенность укладки заключается в соблюдении некоторых условий, температура воздуха на улице должна быть выше + 5 °C и нет осадков.

Холодный способ

выбирают при так называемом ямочном ремонте. В этом случае в яму заливают готовую асфальтовую смесь, специальная техника здесь не требуется. Осуществлять ремонтные работы можно и в мороз -20 °C. Холодный асфальт можно укладывать и в дождь, но яма должна быть хорошо высушена. Для этого применяют инфракрасные обогреватели, авиационные двигатели и специальные реагенты.

Литой способ

укладки асфальта можно применять в дождь (не ливень), в снег, мороз до -10 °C. Готовую смесь к месту ремонтных работ привозят в цистернах-термосах, температура в которых достигает около 200 °C. Из-за этого асфальт по структуре напоминает жидкий клей. При контакте такого асфальта с влажной поверхностью, вся влага мгновенно испаряется. Способ довольно дорогостоящий, поэтому его применяют лишь в экстренных ситуациях.

Асфальт укладывать в дождь и снег можно, но с обязательным соблюдением определенных условий.

Можно ли проводить дорожные работы в плохих погодных условиях?

Проведение дорожных работ лучше всего планировать на сухую и тёплую погоду; руководство , так и поступает, но часто работать требуется не только в погожий майский день. Для укладки горячего асфальта температура окружающего воздуха должна быть не ниже плюсовых пяти градусов. Это связано с особенностями отвердевания: горячая асфальтная смесь набирает прочность в остывании за определённое время. Если работать при пониженных температурах, то асфальт остынет быстрее запланированного срока, так и не набрав необходимой прочности. А холодный дождь и водяная прослойка между основанием и горячим материалом только усугубят ситуацию.

На первый взгляд, создаётся критическое впечатление, и усиливается решимость привлечь управление дорожных работ, ведущихся в плохую погоду, к ответственности. Но если присмотреться, то поздней осенью под моросящим дождём и даже при небольшом морозе выполняется так называемый ямочный ремонт дорог. А в морозную сухую погоду можно видеть, как производится масштабное асфальтирование с применением специальной техники, из недр, которой изливается на дорогу что-то чёрное, густое, сильно дымящееся на холоде. Что бы это могло быть?

Главные причины плохого качества дорожного полотна

Несоблюдение нормативных требований СНиП и ГОСТ при проведении ремонтных работ приводит к плохому состоянию дорог.

Есть ряд основных причин разрушенного состояния дорог:

  • при проведении укладочных работ во время дождя в слои асфальта попадает вода, что приводит к появлению дыр;
  • экономия на эмульсионной смеси;
  • слой кладется ненадлежащего качества, из-за чего не происходит должного сцепления щебня со старым асфальтом;
  • замена щебня на колотый кирпич, что ведет к проседанию и обвалу дорожного покрытия;
  • использование асфальта несоответствующего качества и укладка недостаточной толщины провоцируют появление трещин и разрушений.

Нельзя исключать и факт человеческой халатности при проведении работ, несоблюдение технологий укладки в дождь и снег.

Укладка асфальта

В первую очередь необходимо распланировать участок, на котором будет уложен асфальт. Необходимые работы планируются с учетом предназначения покрытия. Для «легкой» автострады, с низким потоком автомобилей, потребуется насыпать только 1 слой щебня, а для постройки серьезной магистрали необходимо минимально 3 слоя.

Фракции щебня располагают от максимальной к наименьшей, после чего тщательно укатываются катком. Это требуется для создания специальной подушки (основания), на которую и заливают асфальт. Все работы по укладке асфальта выполняют с учетом требований СНиП и ГОСТа.

Используют 2 основных технологии заливки асфальта:

  1. Холодный способ. Используют чаще всего для ремонта асфальтных покрытий, так как такой материал схватывается в короткий срок, и отремонтированный асфальт можно использовать без ограничений;
  2. Горячий способ. Используют для создания нового асфальтового покрытия. Для этого способа разогретую смесь на битумной основе необходимо залить и укатать пока она не остыла.

Затраты при ремонте битума не должны быть менее 0,5 л, а при создании новой трассы расход материала необходимо рассчитать отдельно. В этом случае нужно принять в расчет не только габариты асфальтовой поверхности, но и ее строение, и возможные дополнительные факторы.

Во время работы необходимо использовать в обязательном порядке специальный термометр, который дает возможность замерять температуру битумной смеси. Постоянная проверка этого показателя имеет огромное значение, ведь после того как материал остынет его уже нельзя использовать для устройства асфальтового покрытия.

Нанесение пропитки

Сейчас для этой цели используют 3 разновидности пропиток:

  1. На основе акрилового полимера. Наиболее дорогое покрытие, его применяют только на небольших по площади пространствах, к примеру, на теннисном корте. Они создают самую качественную защиту, кроме того его производят нескольких цветов;
  2. Каменноугольная смола. Покрытие, не поддающееся действию нефтепродуктов. С помощью специальных компонентов достигается кроме длительного срока службы, но внешне привлекательный оттенок;
  3. Асфальтовая эмульсия. Доступный и популярный материал, но он не способен обеспечить необходимой защиты покрытия, что заставляет чаще ремонтировать полотно асфальта.

При появлении на асфальте трещин для ремонта можно использовать не битумную смесь. А лучше воспользоваться герметиком посыпанным сверху цементом.

Допустимые нарушения

Иногда подрядчики нарушают технологию укладки дорожного полотна. Причина – постоянный процесс производства битума и условия договоров. Завод производит, подрядные организации предоставляют перевозное оборудование.

Качество и свойства покрытия со временем становятся хуже, поэтому его в кратчайшие сроки требуется выложить на основание. Погода часто бывает непредсказуемой, дорожным работникам часто приходится выполнять работу во время дождя.

Соблюдение прописанных сроков является еще одной причиной несоблюдения технологического процесса. В ином случае придется заплатить высокий штраф.

Процесс может быть нарушен, если в дальнейшем работа будет переделана при нормальных условиях. Качество выполненной работы проверяется.

В остальных случаях для организаций предусмотрен штраф.

Современные требования

В СНиП прописаны требования, касающиеся температуры воздуха для проведения работ:

  • для укладки теплого асфальта от -10 °C и выше;
  • летом и весной работы проводятся при температуре от +5 °C и выше;
  • осенью от +10 и выше.

Работы рекомендовано проводить в сухую погоду. В СНиП есть пункт о запрете укладки дорожного покрытия в снег, дождь и метель. Согласно положению, невозможно осуществлять укладочные работы на сырое неподготовленное основание.

Работы могут проводиться при небольшом дожде. Для этого должны применяться холодные и литые смеси.

Если за окном минус

При отрицательной температуре асфальт ложится с использованием холодных смесей. Таковым является полимерный асфальт, полученный благодаря добавкам, за счет чего он пластичным и устойчивым к заморозкам. Придерживаясь технологий, применение состава требует добавления битумных сгустителей. Есть два вида используемых холодных смесей: мелкозернистая и песчаная, фракции – 5 мм и 10-15 мм.

При экстремальных погодных условиях очень важно получить прочное покрытие и такая технология позволяет достичь этого. Стоимость работ высока, но холодные модифицированные смеси все чаще применяются из-за возможности проводить работы в снег и дождь, а также температуре + 60 °C.

Сфера применения технологии:

  • покрытия, расположенные рядом с рельсами;
  • точечный ремонт магистралей и трасс;
  • подъездных путей, покрытие автостоянок;
  • предупреждающие меры при дорожно-ремонтных работах;
  • формирование отмостки в других случаях.

Перед работой поверхность следует очистить от излишней влаги, снега и мусора. Дополнительно требуются механизмы контроля температуры.

Технологии дорожных работ

Дорожные покрытия из асфальта распространены и чрезвычайно популярны. Это связано, прежде всего, с долговечностью и прочностью такого варианта. Чтобы эти условия были полностью выполнены, необходимо соблюсти ряд условий. Технология укладки асфальта отличается определенными трудностями, но если все сделать правильно, затраты окупятся безукоризненным покрытием и беспроблемной эксплуатацией.

Виды асфальтового покрытия

В производстве асфальтовой смеси используются битумные материалы (смолы), а также армирующий наполнитель. Его роль играет крупный песок и минеральные породы определенной фракции. Все материалы должны быть хорошего качества, а в зависимости от вида и назначения покрытия в состав добавляются другие ингредиенты.

Типы асфальта:

Пропорции и нормы изготовления регулируются ГОСТ, но многие производители игнорируют такое правило и используют дешевые заменители. На качестве асфальтной смеси это отображается не лучшим образом, поэтому предпочтительней заказывать этот товар у действительно проверенных компаний, например, представительств .

Технологии нанесения:

Приобрести холодный асфальт можно не только непосредственно у изготовителя, но также и в строительных магазинах. Герметичная тара позволяет сохранить его характеристики до нескольких месяцев. Вместе с тем, по прочности и сроку службы холодная смесь значительно уступает альтернативному варианту, поэтому применение на оживленных трассах или места активного использования несколько ограничено.

Подготовительные работы перед укладкой асфальта

Важное условие правильной укладки — соблюдение требований ГОСТ и СНИП по подготовке поверхностей. Эти нормативы предусматривают несколько этапов, от которых также будет зависеть качество будущей дороги.

Как подготовить поверхность:

ГОСТ по укладке асфальта регламентирует все возможные нюансы, связанные с выполнение такого покрытия. Процесс этот отличается сложностью, ведь даже при наличии специальной техники большая часть работ до сих пор требует ручного труда.

Как выполняется асфальтирование

Правила укладки асфальта по большей части зависят от вида и назначения покрытия, но некоторые нормативы менять нельзя. Такие правила четко прописаны в ГОСТ и СНИП, и именно они обеспечивают долговечность и качество будущих дорог и тротуаров.

По требованиям ГОСТ асфальтирование дорог и тротуаров должно проводиться при подходящих погодных условиях. Производство смеси также определено нормативами этих документов. Укладка асфальта СНИП (строительные нормы и правила) также определяет качество готовых работ, причем от этапа проведения подготовительных работ до завершающего цикла.

Основные требования нормативов:

Современные добавка – пластификаторы позволяют производить укладку даже при отрицательных температурах. Эта смесь имеет название асфальтобетон. Она достаточно дорогостоящая и чаще всего используется для экстренного ремонта дорог в зимнее время.

Заключительные работы

После асфальтирования на участок будущей дороги необходимо нанести специальную пропитку. Она обеспечивает плотную сцепку с асфальтом и придает покрытию привлекательный внешний вид.

Различают следующие варианты пропиток:

При выборе финишного слоя стоит учитывать не только финансовый вопрос, но также и основное назначение проекта. От того, насколько интенсивно используется дорожное покрытие, необходимо отталкиваться при выборе смеси.
Создание асфальтового покрытия — важный процесс, ведь это определяет качество и долговечность будущих дорог и тротуаров. Классификация смесей и процесс нанесения определяется требованиям ГОСТ и СНИП, а также видами дорожных работ. Чтобы покрытие прослужило максимальный срок даже при интенсивной нагрузке важно выбрать надежного гарантируют скорость выполнения и соблюдение всех требований качества.