Что такое барокко в архитектуре

Стиль барокко в архитектуре Европы

Стиль барокко в архитектуре нашёл своё место во всех европейских странах, но на первый план вышли две. Зародившись в Италии, он достигает своего апогея во Франции, плавно перетекая в рококо. Статья отслеживает развитие нескольких итальянских барочных тем с кульминацией в Ватикане. Затем рассматривает французские тенденции с вершиной развития в амбициозном дворце Людовика XIV, в Версале.

Каковы особенности барокко

Итальянское слово barocco значит «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Основной характеристикой этого направления является динамизм (чувство движения). Плавные волнистые линии, богатое украшение и сложность — все это типичные черты искусства барокко. Наконец, впервые с древности архитекторы начали прибегать к оптической иллюзии в строительстве. Они поняли, что обманув глаз, можно сделать большое здание еще более грандиозным, добавив могущества и состоятельности владельцу. Этот приём восходит к древне-греческим трюкам в архитектуре, с помощью которых великие храмы смотрелись просто ошеломляющими.

Полная барочная эстетика возникла во времена

  1. раннего барокко (около 1600-25),
  2. а завершилась во время Высокого барокко (около 1625-75); оба периода возглавляла Италия.

Сдержанная барочная эстетика Северной Европы достигла высшей точки во время позднего барокко (около 1675-1725). Эпоху завершил французский стиль рококо (около 1725-1800 гг.), в котором всесилие и драма стиля успокаивались нежной игривостью. Период позднего барокко и рококо возглавляла Франция.

Англию следует также отметить в обсуждении архитектуры барокко по двум причинам.

  1. Во-первых, этот период показал Кристофера Рена, которого считают величайшим из всех английских архитекторов. Рен разработал множество зданий Лондона после Великого пожара, включая шедевральный Собор Святого Павла.
  2. Во-вторых, эпоха барокко стала свидетелем роста популярности архитектуры стиля Палладио в Англии в последующий неоклассический период.

Как отличить барокко от ренессанса

Архитектура барокко отличается прежде всего богатыми скульптурными поверхностями. В то время как архитекторы эпохи Возрождения предпочитали планерный классицизм (плоские поверхности, оформленные классическими элементами), архитекторы барокко свободно формировали поверхности, добиваясь трехмерного скульптурного классицизма.

Источник. Пример высокого барокко в архитектуре. Церковь в Риме San Carlo alle Quattro Fontane или Сан Карлино. Арх. Франческо Борромини

Поверхность здания эпохи Возрождения обычно аккуратно разделяется на секции (в соответствии с классической ясностью и порядком), поверхность барокко рассматривается как единое непрерывное целое.

Ренессансный фасад часто состоит из многих аналогичных частей, так что взгляд не останавливается на какой-либо конкретной части здания. Барочный фасад часто включает в себя богатую, захватывающую концентрацию элементов вокруг центрального входа. Например, изогнутые стены, колонны, слепые арки, статуи, рельефную скульптуру.

Стиль барокко в архитектуре: примеры итальянских архитекторов

Ранний барокко (ca. 1600-1625)

Самые великолепные примеры барокко архитектуры являют собой церкви в Италии. Пионером направления был Карло Мадерно, автор фасада базилики Святого Петра в Ватикане. Построенное различными архитекторами на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков, здание в целом представляет собой смесь компонентов эпохи Возрождения и Барокко.

До него над базиликой работали различные архитекторы (особенно Микеланджело). Мадерно выдвинул главный вход вперед и откорректировал пропорции купола, вытянув его вверх. Фасад самой Базилики, спроектированный им, — это свое маленькое чудо.

Базилика Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана

Он содержит ряд типичных элементов барокко. В их числе

  • разных стилей колонны: двойные (близко стоящие парами), разноуровневые (из колонн большего размера выделяются колонны меньшего), огромные, на несколько этажей;
  • разорванные фронтоны, которые в нижней и/или верхней части имеют разрыв, часто с орнаментом или другим декором.

Все эти элементы перешли из эпохи позднего Возрождения и Маньеризма. Мадерно разбивает колоннаду и горизонт фасада на интервалы статуями и другими украшениями и идёт дальше. Смешивает стили, чередует квадратные колонны с круглыми. Аналогично этому, фронтоны над окнами и дверями также чередуются закругленными и треугольными конструкциями. Все двери и окна отличаются друг от друга.

Тем не менее, все это буйное разнообразие регулируется и контролируется для создания симметрии. Общий эффект — живописно и увлекательно.

Высокий барокко (ca. 1625-75)

Два главных имени в архитектуре высокого барокко — Бернини и Борромини. Оба работали в основном в Риме.

В базилике Св.Петра есть два шедевра Джованни Лоренцо Бернини. Один из них — четырехэтажный балдахин (крытый купол), который стоит над высоким алтарем в центре базилики. Другой — площадь, обрамлённая колоннадой в виде симметричных полукружий. Создавая панорамный эффект, она притягивает глаз к базилике в центре. Сверху колоннады 162 статуи католических святых обеспечивают разнообразие.

Барочная Колоннада Бернини перед базиликой Св. Петра

Данный проект Бернини не имеет аналогов: все ряды колонн совмещаются и виден строго один ряд, если встать в определённую точку на площади. Это место помечено белым мрамором. Попытки повторить эффект были безуспешными.

П арадная лестница Ватиканского дворца , спроектирована им таким образом, что кажется длиннее и выше, чем она есть на самом деле. Он создал оптическую иллюзию, обманул глаз, чтобы исправить строительную ошибку предшественников.

Барокко в архитектуре. Балдахин и парадная лестница (Скала Регина) собора Св.Петра в Ватикане. Арх. Бернини

Наиболее известным зданием Бернини, является небольшая церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале («Св.Андрея на холме Квиринал»). Этот холм является одним из семи холмов Рима.

Франческо Борромини был мастером архитектуры криволинейной стены. Хотя он проектировал много больших зданий, самой известной и влиятельной его работой называют небольшую церковь San Carlo alle Quattro Fontane («Св.Карло в четырех фонтанах»). Это здание также находится на холме Квиринал (первое фото статьи). Здесь мы видим его архитектурные инновации в стиле барокко — использование кривых поверхностей. Прямые линии были заменены плавными извилистыми, что придало зданию свое характерное барочное чувство. Взгляд наслаждается видом округлых окон и изящным изгибом фасада

В Италии заложена основа барочных тем, которые повторялись снова и снова в архитектуре барокко других стран:

  • использование кривых,
  • введение нерегулярных украшений и дизайна,
  • подчинение нерегулярности симметрии и
  • включение оптической иллюзии в архитектурный дизайн.

Барокко северной Европы: примеры

Поздний барокко (ca. 1675-1725)

Поздний барокко отмечает восхождение Франции как центра западной культуры. Искусство барокко Франции (и вообще Северной Европы) сдержано, так что его можно охарактеризовать как компромисс классики и барокко. Отличительным элементом архитектуры французского барокко является двустворчатая мансардная крыша (типичная французская придумка).

Самыми известными барочными структурами Франции являются великолепные замки. Наверное нет на Земле резиденции больше, чем Версаль. Он был построен главным образом во времена Людовика XIV, чье покровительство искусства подняло Францию на гребень волны западной культуры.

Пример позднего барокко. Фасад Версальского дворца

Фасад дворца превосходно иллюстрирует североевропейский классический барочный компромисс. Стены дворца выполнены в сочетании планерного классицизма с такими элементы барокко, как скульптурные бюсты, различные пилястры и другие украшения. Кроме того, мансардная крыша имеет богато декорированные окна. Версаль стал европейской моделью дворцовой архитектуры, вдохновляющей на создание подобных ансамблей на всем континенте, вплоть до Санкт-Петербурга.

Самая знаменитая комната Версаля — Зеркальный Зал. Зеркала имеют те же размеры, что и окна напротив.

Рококо (ca. 1725-1800)

Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и драматичность. Более легкий, игривый, он не несёт функциональности и сочетания форм.

Дом Хелблинга в Иннсбруке, Австрия. Фото James Davis/Corbis Documentary/Getty Images

Архитекторы рококо любили извилистые плавные линии и изысканно украшенный асимметричный орнамент барокко. Хотя большинство рококо было сосредоточено во Франции (место рождения этого стиля), архитектура достигла кульминации в Австрии и на юге Германии, особенно в форме церквей.

Стиль барокко в архитектуре — один из самых захватывающих. В этот период, с конца 16 века до рассвета 18-го века, Европа бурно развивала эти направления. Это период, когда архитекторы стали проектировать не единичные здания, а целые комплексы и даже брали ответственность за планирование всего города.

Оцените статью, выбрав нужное количество звёзд. Делитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы при встрече обсудить барокко в архитектуре и найти примеры рядом. Расскажите о находках в комментариях. Нам интересно знать, что Вы думаете.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?

История возникновения барокко в архитектуре

В XVI-XVII веках произошло множество событий, перевернувших привычное представление о мире. Благодаря Великим географическим открытиям европейцы узнали о существовании других народов и культур. Микроскоп и телескоп дали возможность увидеть ранее неизвестные миры.

Учение Коперника о том, что Земля не является центром Вселенной и вовсе разрушило привычную картину мира.

Искусство ренессанса воспевало мир как гармоничную и неизменную систему, а человека — как разумный и всемогущий венец этой системы. Но мир стремительно менялся и расширялся, а человек перестал ощущать свое всемогущество. Напротив, по словам Паскаля, человек стал воспринимать себя «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

В то же время Италия, родина ренессанса, теряет свое могущество на экономической и политической мировой арене. Страну терзают французские и испанские узурпаторы. В столице искусств царят разобщенность и страх перед неизвестностью.

И все же Италия, не смотря на экономический упадок, остается культурным и духовным центром католической Европы. Авторитет папы римского по-прежнему неоспорим. И пусть церковь и знать не обладают прежним богатством и величием, они стремятся к тому, чтобы об этом не узнал мир. На помощь им и на смену ренессансу приходит нарядный барокко — стиль, призванный отразить смятение общества и тягу к роскоши.

Характерные черты барокко

«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».

В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.

Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Читайте также  Сколько профилей в пачке

Остановимся на основных чертах барокко:

слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);

стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;

создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;

текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;

заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;

обилие мелких деталей;

создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;

атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).

Зеркальная галерея Версальского дворца. Источник

Итальянское барокко

Италия — родина стиля. В полной мере этот стиль проявил себя в Ватикане. Чтобы подчеркнуть авторитет папы римского и развеять небезосновательные слухи об экономическом кризисе, Ватикан застраивался причудливыми соборами.

Одним из первых барочных строений стала церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола. На главном фасаде сочетаются несколько ордеров, два фасадных яруса соединяются волнистыми волютами. Это архитектурное решение стало очень популярным для церквей того времени.

Церковь Иль-Джезу в Риме. Источник: Википедия

Еще один яркий пример итальянского барокко — грандиозная площадь Святого Петра в Ватикане, спроектированная Л.Бернини. Два симметричных полукружия площади обрамляют колоннады тосканского ордера, в центре возвышается собор. Весь ансамбль образует по форме символический ключ от рая.

Площадь Св. Петра в Риме. Источник: Яндекс

Барочная архитектура во Франции

Почти одновременно с распространением барокко во Франции зарождается классицизм. Поэтому в барочной архитектуре Франции классическая строгость преобладает над барочной хаотичностью. Зачастую эти два стиля соседствуют в одном здании. Это мирное сосуществование можно пронаблюдать на примере Люксембургского дворца в Париже архитектора Соломона де Бросса. Если фасад здания выполнен в классическом стиле с небольшими барочными элементами, то в интерьере барокко одерживает верх.

Люксембургский дворец. Париж. Источник

Еще один яркий образчик сочетания двух стилей — Версальский дворец Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара. Классический фасад дворца контрастирует с барочными скульптурами. Интерьер же, особенно Зеркальной галереи и залов Войны и Мира, можно с уверенностью отнести к барокко.

Барокко в архитектуре России

В Российской империи стиль барокко в архитектуре достиг наивысшей популярности в середину XVIII века. Раннее российское барокко прекрасно иллюстрирует храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, построенный князем Голицыным.

Знаменский храм. Дубровицы. Источник: Википедия

Во время правления Елизаветы (1740-1750-е гг.) стиль достигает своей вершины. Это время великих мастеров: Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомского, С. Чевакинского.

Современное барокко

Современная архитектура тяготеет к простоте, лаконичности и функциональности. Однако такой яркий архитектурный стиль как барокко не мог исчезнуть бесследно. Сейчас барочные элементы можно встретить в интерьерах гостиниц, ресторанов и частных домов.

Интерьер современного ресторана в стиле барокко. Источник

Методические рекомендации

Как познакомить учеников с архитектурными стилями? Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» точно отвечает на этот вопрос. Если прогулка по историческому центру города или посещение музея по каким-то причинам невозможны, рекомендуем подобрать иллюстрации и видеоматериалы по теме. Поможет в организации и проведении урока учебник Даниловой Г.И. Искусство. Базовый уровень. 11 класс. В нем вы найдете подробную информацию об архитектурных стилях и красочные фотографии.

Стиль барокко в архитектуре: описание и фото

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой.

Стиль Барокко в архитектуре

Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.

Стиль Барокко в архитектуре

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Материалы в архитектуре барокко

Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.

Декоративная отделка

Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.

Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.

Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.

Детали стиля барокко в архитектуре

Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.

Еще здания в стиле барокко фото:

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.

Архитектура барокко

В последние десятилетия развития Ренессанса постепенно складывается новый архитектурный стиль — барокко. Барочными называли жемчужины неправильной формы. Так и архитектурные сооружения, в эпоху XVII века, лишенные идеального облика и благородных пропорций, получили название барочных. От кривого жемчуга избавлялись, а барочные сооружения превратились в шедевры архитектурного искусства.

Читайте также  Как визуально увеличить высоту потолка

Барокко — жемчужина с изъяном

В разные периоды развития искусства и архитектуры в понятие «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу термин носил даже несколько оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд. Существует версия, что само слово происходит от португальского, означающего жемчужину неправильной формы. В настоящее время этим термином именуется стиль, который царил в европейском искусстве приблизительно с конца XVI до начала XVIII столетия.

От периода, когда работал Брунеллески, архитектура барокко унаследовала основательность и пышность. От Микеланджело в будущий XVII век перешли динамичность и глубокая эмоциональность. Черты классицизма и барокко гармонично слились в единое целое. Возникла неповторимая по своей красоте архитектура, впитавшая в себя лучшие достижения предыдущих поколений зодчих.

Наступивший XVII век поставил новые задачи перед зодчеством. Ведущее место в развитии архитектурного строительства принадлежало Риму. Виллы и палаццо итальянской знати и духовенства, рассчитанные на пышные, театрализованные приемы и праздники, стали проектироваться как единые ансамбли, которые, в свою очередь, умело вписывались в городские дворцово-парковые ансамбли.

В России барокко появилось еще в XVII веке и приобрело черты подлинного национального стиля. В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями. Это позволяло окрашивать здания в разные цвета. Наиболее популярными были лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие. Такое решение отвечало традициям русского национального зодчества

Лоренцо Бернини. Законодатель стиля

Преобразование Рима было начато папами еще в период Ренессанса. Перестраивались старые и прокладывались новые магистрали улиц, которые заканчивались у церквей. Такая идея должна была направлять движение многочисленных паломников. Но самым крупным и важным заказом продолжало оставаться строительство собора Святого Петра в Риме. Он так и не был завершен в предыдущем столетии.

Архитектор Карло Мадерно, изменив план Микеланджело, пристроил к собору Святого Петра огромный центральный корабль вместе с боковыми нефами. Главный фасад зодчий оформил большим ордером, показав тем самым, что он наследник ренессансных традиций.

Но архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, ставший преемником Мадерно по строительству, организовал интерьер и огромную площадь перед собором согласно новым, барочным принципам. Собор выглядел очень торжественно. Стены храма были покрыты полихромными украшениями из мрамора, лепнины, бронзы и золота. А пространство церкви Бернини заполнил огромными статуями.

Но и у гениев случаются ошибки. Когда было решено установить две колокольни на церковь Святого Петра, то выбор пал на Бернини как на самого значительного римского архитектора. Сначала хотели создать маленькие колокольни, но амбициозный Бернини решил сделать башни большими. Это было очень рискованно: он не учел, что церковь стояла на болотистой почве. К тому же из-за сложного характера у мастера не было опытных помощников. Единственным, кто мог бы ему помочь, был Борромини. Но архитекторы просто ненавидели друг друга.

Через два месяца после возведения башен появились трещины, которые стали резко увеличиваться. Папа Иннокентий X провел расследование причин ошибки Бернини, а не менее талантливый Борромини представил все улики против архитектора. Папа принял решение разрушить башни. Этот процесс занял 11 месяцев. Нет ничего драматичнее уничтожения на глазах творца его детища. Но на гениальность Бернини эта история не повлияла. Об этом свидетельствует его грандиозный проект площади перед собором Святого Петра.

Сама площадь перед храмом — величайший архитектурный шедевр эпохи барокко! Архитектор внес новые черты в традиционный план, придав площади форму овала и окружив ее колоннадой. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение динамичности, подвижности. Бернини остался в истории архитектуры как самый яркий представитель барокко.

Архитектура барокко славится искусством создания городских и дворцовых ансамблей. Ансамблем называют художественно законченное и согласованное единство застройки большого участка. В разные периоды он мог создаваться в течение многих десятилетий, иногда даже веков. Современные ансамбли и проектируются, и строятся как единое целое

Барокко в Европе. Королевская роскошь!

Барочные идеи распространились по всей Европе. Во Франции развитие стиля связано со временем правления Людовика XIII. Это вполне объяснимо: барокко — пышный, помпезный и торжественный стиль, а это поистине королевские черты! Но под влиянием традиций итальянского ренессанса французское барокко имело более спокойный характер. В отличие от Рима, здесь в архитектуре дворцов и городских особняков строгость стиля всегда преобладала над художественной фантазией.

XVII век в Париже начался с радикальных изменений в планировке города. Осваивались новые монументальные пространства. Появились ставшие впоследствии очень популярными в Европе и даже России квадратные площади со скульптурой или фонтаном в центре. Самыми первыми из них стали Вандомская площадь и площадь Вогезов.

В церковной архитектуре французы ориентировались на римские, прежде всего центричные по своей композиции, типы построек. Но возводили их уже с элементами нового стиля. Например, в соборе Инвалидов в Париже архитектора Ж. А. Мансара основная часть здания с использованием большого ордера была решена в стиле классицизма. А в силуэте купола и в пластических элементах его убранства можно увидеть барочные черты.

Людовик XIV всячески поощрял размах архитектурных ансамблей, отдельных общественных и частных зданий. Но в эту эпоху фасады большинства крупных дворцовых построек решались уже в духе нового стиля — классицизма, а барокко сохранялось главным образом в интерьерах. Примером могут послужить Большой королевский дворец в Версале Л. Лево и Ж. А. Мансара или восточный фасад Лувра К. Перро. Противопоставление классических экстерьеров и барочных интерьеров — специфическая черта французской архитектуры того времени.

В целом сооружения, построенные в эпоху барокко в Европе, не имеют соперников по красоте, пышности и торжественности. Может быть, в них нет благородства и ясности античных храмов. Но это настоящий триумф развития каменного зодчества.

Стиль барокко распространился по всей Европе. В Испании он получил название чурригереско, в честь семейства испанских архитекторов эпохи барокко Чурригера. Наиболее известным сооружением испанского барокко стал собор Святого Иакова — один из наиболее почитаемых верующими храмов Испании

Барокко в архитектуре

В конце эпохи Возрождения зародился новый стиль – барокко – эмоциональный, витиеватый, с большим количеством декоративных элементов. Название появилось не сразу и формулировалось на основании наблюдений за развитием нового стиля. Барокко в архитектуре характеризовали странность, причудливость, вычурность, излишество. Именно такое впечатление складывалось у людей того времени.


_

Новый на тот момент стиль проявлялся постепенно, начиная с Италии, и в течение двух столетий завоевал всю европейскую часть, даже обосновался в архитектуре Центральной и Южной Америки. А возник он с лёгкой руки Лоренцо Бернини (1598–1680), итальянского архитектора, который был очень разносторонней личностью, увлекался многими видами искусств, что и нашло отражение в барокко.

Дома больших размеров, украшенные колоннами, изобилие декоративных элементов, статуй… На публику, привыкшую к строгим чертам позднего Возрождения, барокко производило неожиданное и сильное впечатление. Возникнув в конце XVI, в течение двух веков – с XVII по XVIII – барокко в архитектуре захватил добрую половину мира.


_

Пышная отделка, внезапная смена геометрических элементов, использование световых эффектов были сродни революции в архитектуре. Одним из ярких примеров служит церковь Иль-Джезу в Ватикане, построенная Джакомо Бароцци да Виньола. Большой вклад в развитие стиля внёс и знаменитый Микеланджело Буонаротти, на исходе своей карьеры приняв участие в постройке Ватикана вместе с Виньола.

Отличительные черты стиля: большое количество скульптур, орнаментов, массивные колонны и глубокие тона золотого, розового и голубого оттенков. Эти принципы украшения использовались внутри и снаружи зданий, как в интерьере, так и в экстерьере. Впервые появились широкие улицы и проспекты, пришедшие на смену тесным средневековым переулкам. На стенах стали использоваться большие и яркие живописные панно, вместо тусклых гобеленов, украшавших холодные стены замков.

Барокко в ландшафтном дизайне

Одним из самых знаменитых зданий, построенных в стиле барокко во Франции, стал Версальский дворец с его знаменитым парковым комплексом. Сложные очертания и изобилие геометрических элементов использовались и в ландшафтном дизайне – при организации садов и скверов, потайных уголков для пикантных свиданий и встреч. Августейшие особы всего мира вдохновлялись Версалем, следуя моде, с воодушевлением брались за реорганизацию своих резиденций и постройку новых дворцов.

Пышное и непредсказуемое барокко, однако же, характеризовалось единством архитектуры и прилегающих территорий, в данном случае парков. Они логически продолжают друг друга и немыслимы по отдельности. Парковые ансамбли изобиловали фонтанами и водоёмами, здесь же осуществлялись театральные постановки на открытом воздухе, запускались великолепные фейерверки, атмосфера играла яркими красками, унося зрителей в мир фантазий, чему немало способствовала окружающая архитектура и причудливо оформленные деревья.

Разновидности стиля барокко

В каждой покорённой стране этот стиль преобразовывался в нечто новое и самобытное, порождая вариации с дополнениями, к примеру, в виде ярко окрашенных стен и новых, ещё более неожиданных архитектурных элементов. Самыми крупными ответвлениями позднего барокко стали Сицилийское, Московское, Казацкое, Виленское, Сарматское.


_

С распространением барокко в архитектуре в каждом из городов появлялись и новые черты, присущие конкретному месту, которые становились опознавательными знаками – как отпечатки пальцев у человека, хотя архитектура в целом сохраняла стилевое единство. Одним из таких знаковых архитектурных объектов того времени у нас стал Петергоф, а самой знаменитой фигурой – Франческо Растрелли.

В конце концов, после множества трансформаций, барокко плавно перетекло в более утончённую версию, получившую название «стиль рококо».

Мировые архитектурные шедевры в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петров

Выставка макетов «Мировые архитектурные шедевры» представляет гостям этнографического парка миниатюрные копии зданий, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Экспозиция расположена на втором этаже павильона Улицы Мира «Вокруг Света», над площадью Дружбы народов. Здесь вы можете полюбоваться пирамидами Гизы и японским дворцом Химэдзи, китайским «запретным городом» Гугун и ацтекской пирамидой Солнца, баварским замком Нойшванштайн и французским Шато-Шамбор, индийским храмом Махабодхи и римским Пантеоном, лондонским Тауэром и Московским Кремлём. Миниатюрные макеты сделаны из высококачественного полимерного материала китайскими мастерами по специальному заказу ЭТНОМИРа.

Что такое Барокко

Барокко — это стиль архитектуры, музыки и искусства, который преобладал в Европе в конце 17 века. Этот художественный стиль зародился около 1630 года в Риме, Италии, а потом распространился по всей Европе.

Читайте также  Как крепить двп к стене

Барокко характеризуется присутствием витиеватых деталей, экстравагантностью и помпезностью.

Слово «барокко» произошло от предримского слова «barro» (XIV век), которое перешло в «барокко» в 1813 году и означает «жемчужина с неровной поверхностью».

Это направление, как стиль, получило влияние, или от французского «baroque», или от итальянского «baròcco», а они в свою очередь, происходят из португальского «barroco».

Барокко — это эволюция форм Ренессанса. «Эпохой барокко» обычно называют период между 1600 и 1750 годами.

Это слово стало широко использоваться в течение девятнадцатого века, чтобы обозначить необычный, экстравагантный и эмоциональный вид искусства.

Сегодня его смысл изменился, чтобы выразить, прежде всего, искусство драматического конфликта между элементами борьбы или контраста.

Черты барокко

Стиль барокко характеризуется изобилием и величием в скульптуре, живописи, архитектуре, литературе, танце и музыке. Барокко характеризуется художественной и культурной атмосферой, наполненной конфликтом между духовным и мирским.

В конечном итоге, слово «барокко» почти на всех европейских языках превратилось в синонимом экстравагантного, деформированного, отклоняющегося от нормы, необычного, нестандартного, и даже абсурдного.

В барокко доминируют грандиозные композиции, витиеватые изогнутые линии и изобилие орнамента.

Архитектура барокко

В барокко были смешаны и адаптированы различные стили, таким образом регулярные повторяющиеся рисунки уступили место иррегулярности и плавным изгибам. Однако это разнообразие, более-менее контролировалось для достижения симметрии и величия.

Наконец, впервые с самой древности, архитекторы начали потихоньку прорабатывать оптическую иллюзию в строительстве. Они поняли, что можно обмануть глаза, и показать большое здание просто огромным.

Это идёт к трюкам греков, которые таким образом потрясали ещё больше глаза каждого смотрящего своими великими храмами.

Одними из самых ярких мастеров того времени считаются Джованни Лоренцо Бернини (итальянский скульптор и архитектор), Франческо Борромини (итальянский архитектор) и Пьетро да Кортона (итальянский живописец и архитектор).

В Германии, в Мюнхене, в 1733—1746 годах была возведена церковь Азамкирхе (по-немецки Asamkirche), построенная братьями Азам (Космас Дамиан Азам и Эгид Квирин Азам). Она славится, как один из самых главных архитектурных возведений южнонемецкого позднего барокко.

Барокко в живописи

С 1650 года Париж стал столицей европейского искусства вместо Рима. Искусство во Франции было под защитой Людовика XIV.

Во Фландрии, влияние Рима было передано непосредственно через работы Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Многие местные школы в Нидерландах также происходят из римских моделей, достигая своего максимального выражения произведениями Рембрандта (Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606-1669).

В Испании Диего Веласкес (1599-1660) объединил немецкие и итальянские веяния в новый вид объективности в своём искусстве, он сочетал наблюдательную преданность с неожиданными изменениями в смысле традиционных изображений.

Живопись состояла из трёх основных компонентов: контраста из тёмного и светлого, колористической чувственности и пластического динамизма. Всё это было связано с драматизмом в композиции (криволинейная плавность форм, наклонные оси), с цветом (тёплые тона, боковое освещение) и содержанием (театральное выражение и поведение).

Фрески на стенах и сводах подают идею иллюзорного пространства через аллегорию, перспективу и религиозные предметы (например, работы Андреа дель Поццо).

Барокко в литературе

Барочный литературный стиль обычно характеризуется риторической утончённостью, игрой и чрезмерностью. Сознательно писатели переделывали риторику и поэзию, тем самым критикуя её.

Петраркистские, пасторальные, и эпические традиции — писатели в барокко бросали вызов обычным понятиям благопристойности, они использовали, и даже злоупотребляли такими тропами и фигурами, как: метафора, гипербола, парадокс, анафора, гипербатон, гипотаксис, паратаксис, парономазия и оксиморон.

Ценится создание изобилия и многообразия, равно как и культивирование concordia discors (латинское выражение, обозначающее «согласие противоречий») и стратегии антитезиса, довольно часто достигает своей кульминации аллегорией или метафорой.

Распространение барокко на литературу в обозначение стиля произошло довольно недавно, но вполне справедливо, поскольку каждая эпоха имеет свой общий стиль и образ жизни, во всей своей многообразности проявлений.

Это вытекает из лёгкости, с которой работы Генриха Вёльфлина (швейцарский писатель, историк и искусствовед) могут быть перенесены в литературу, поэтому это развитие является логичным.

Сравнить хотя бы одно произведение Жана-Батиста Расина (французский драматург) с одним из Педро Кальдерона де ла Барка или Уильяма Шекспира. В первом, структура с закрытой проблемой в трёх частях, сделано в каждой детали — идеальный стих, законченный акт и в архитектурном ансамбле.

В двух других места и время игнорируются, глубина композиции и несколько планов, или же открытая форма, но не в закрытой прямолинейной откровенности.

Рассмотрим например роман «Дон Кихот» Мигеля де Сервантес и его структуру. Эпизоды «Кихота», как в театре, накапливаются и происходят без видимого плана, но каждый из них со своим значением где история, в различных «выходах» героя, открывается для других историй, рассказываемых персонажами.

«Выходы» и возвращения Кихота сравнимы с закруглением кривой барокко. Как антитеза соответствует контрасту тёмно —светлой барочной пластики, также перифраз представляет собой в литературе изогнутые линии барокко и их заигрывание.

Главные темы барокко в литературе

Представители барочной литературы часто подходят к таким темам как: carpe diem (латинское выражение, означает «живи настоящим»), религия и мистика, непостоянство счастья, всесилие рока и случая, шаткость жизненных ценностей, героизм и эротизм.

Примеры барочной литературы

В Европе можно выделить выдающихся представителей литературы барокко:

  • Педро Кальдерон де ла Барка (драматург и поэт, испанец, в драме);
  • Луис де Гонгора-и-Арготе (поэт, испанец);
  • Джанбаттиста Марино (поэт, итальянец);
  • Венсан Вуатюр (поэт, француз);
  • Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен (писатель, немец) — роман «Симплициссимус».

В России к литературе барокко относятся:

  • Симеон Полоцкий (поэт и драматург, духовный писатель, богослов и др.);
  • Феофан Прокопович (писатель и поэт, публицист, философ и др.);
  • Михаил Васильевич Ломоносов (его ранние работы; поэт, филолог, физик и химик, великий русский учёный-естествоиспытатель и др.).

Музыка барокко

Декоративизм, великолепие, вальяжность — это характеристики, привычно приписанные музыке барокко.

Барочный период соответствует XVII веку и первой половине XVIII века — время, уже частично классифицируемое как рококо.

Это время имеет в качестве международных показателей таких композиторов, как Клаудио Монтеверди, Андреа и Джованни Габриэлли, Генри Пёрселл, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Но одним из самых типичных композиторов музыки в стиле барокко можно считать Орацио Беневоли (1605—1672), он творил в основном церковную музыку (мессы и мотеты).

На протяжении долгого времени считалось, что Орацио Беневоли написал колоссальную 53-голосную мессу, которая была исполнена для освящения Зальцбургского собора, в котором различные оркестровые группы и хоры расположены не вместе, а в нескольких точках церкви.

Однако этот факт оспорил исследователь Эрнст Хинтермайер и доказал, что в 1628 г. на празднество освящения храма в Зальцбурге исполнялось другое произведение, а «Зальцбургская месса» принадлежит не Беневоли, а скорее всего Хенриху Игнацу Францу фон Биберу.

Примером музыки барокко можно назвать музыкальное произведение Антонио Вивальди – «Времена года» (дата публикации концертов 1725 год).

Особенности музыки барокко

Контраст как динамический элемент — композиторы эпохи барокко использовали контраст в качестве драматического элемента в своей музыке. Контраст — это разница между частями или различными звуками инструмента, например: громко — тихо, соло — ансамбль, и т. д.;

Монодия, если это бассо континуо (итал. basso continuo «непрерывный бас», также генерал-бас, цифрованный бас) — пытаясь подражать древней музыке, композиторы стали меньше сосредотачиваться на сложной полифонии (многоголосие), которая доминировала в пятнадцатом и шестнадцатом веках и больше на едином голосе с упрощённым сопровождением или монодии;

  • Омофония — музыка с одним мелодичным голосом и с ритмично подобным ему аккомпанементом (омофония и монодия контрастировали с типичным Ренессансом);
  • Новые приёмы игры на музыкальных инструментах, такие как тремоло (дрожащий эффект) и пиццикато (для смычковых струнных музыкальных инструментов, звук играется щипком струны, а не смычком);
  • Понятная и последовательная мелодия;
  • Стиль кончертато — стиль музыки, в котором группы инструментов или голосов делят мелодию, обычно в чередовании (будто «соревнуясь»), и почти всегда произведение создано согласно бассо континуо (генерал-бас).
  • Рококо и барокко

    Рококо возник уже после барокко и взял из него многие его особенности. Однако они были видоизменены, рококо смягчил и убавил этот размах. Барокко характерны контраст свет-тень, роскошность, грандиозная величественность, тёмная, но яркая цветовая гамма.

    Рококо — это изящество, невесомость, грациозность, в нём доминируют светлые пастельные цвета. В барокко главенствует объём и размах, а в рококо отдавалось предпочтение миниатюрным деталям и элементам. Для барокко типична контрастность цвета, в рококо — он плавно перетекает.

    Барокко давит своей надменной театральностью, а рококо всё делает невесомым своей кокетливой камерностью и изысканностью. Барокко — это помпезность, грандиозность, строгость и серьёзность, а рококо — игривость, легкомысленность, но и изысканность и деликатность.

    Барокко в России

    В России барокко больше выразилось в архитектуре. Здесь особо было распространено к фасаду красного цвета добавить белые украшения. Эти архитектурные изменения, к русскому барокко, произошли ещё до начала грандиозных реформ Петра I.

    В 1680-х, в Москве начали представать взору церкви, которые не были похожи на традиционные храмы той эпохи, к примеру Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

    Она отличалась от других тем, что у неё были типичные, для западноевропейской архитектуры, ордера — членения фасада строения посредством колонн. Во время правления Петра I барокко стало довольно популярным.

    Во время царствования дочери Петра — Елизаветы, был на пике популярности уже другой стиль — петровское барокко (был популярен в годы 1697—1730).

    Некоторые из главных памятников петровского барокко в Санкт-Петербурге:

    • Меншиковский дворец (архитектор Фонтана, строительство 1710—1720 годы);
    • здание Двенадцати коллегий (архитектор Доменико Трезини, строительство 1722—1742 годы);
    • Кикины палаты в Петербурге (архитектор неизвестен, строительство 1714—1720 годы).

    Во время правления Елизаветы в Петербурге работал самый знаменитый в России архитектор барокко того времени — Граф Бартоломео Франческо Растрелли.

    Он создал истинно шикарные, роскошно оформленные дворцы в архитектурном стиле Елизаветинское барокко:

    • Зимний дворец (строительство 1757—1762 годы);
    • Большой дворец в Петергофе (строительство 1714—1755 годы);
    • Екатерининский в Царском Селе (также его называют Большой дворец, Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец или Старый дворец, строительство 1752—1756 годы).

    Однако уже в период Екатерины II барокко постепенно утратило свою мощь.