Что такое асфальтобетонная смесь

Виды асфальтобетонных смесей и их описание

Асфальтобетон применяется в различных видах строительных работ, направленных на формирование дорожного покрытия. Способ применения зависит от того, из чего состоит асфальт и как он укладывается.

  1. Асфальтобетонная смесь — что это такое
  2. Особенности и основные характеристики асфальтобетона
  3. Чем отличается от обычного асфальта
  4. Сферы применения асфальтобетонных смесей
  5. Что входит в состав асфальтобетона по ГОСТ
  6. Виды и типы асфальтобетонных покрытий, технические характеристики
  7. Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке
  8. Виды асфальтобетонов по температуре укладки

Асфальтобетонная смесь — что это такое

Под АБС (асфальтобетонная смесь) подразумевают состав из битумного связующего вещества и минерального наполнителя различной природы и фракции. Производство асфальтобетона строго регламентируется ГОСТом. Область применения материала включает все виды дорожного строительства. Покрытие допускается к эксплуатации сразу или через несколько часов после окончания монтажных работ.

Особенности и основные характеристики асфальтобетона

Асфальтобетонное покрытие характеризуется высокой прочностью и жесткостью. Эти свойства обеспечивает минеральный наполнитель. Полотно слабо поддается деформациям от разного рода нагрузки за счет специальных инертных присадок. Появление дефектов возможно в процессе эксплуатации только в результате аварийных ситуаций.

Производство продукта совершенствуется, но существует ряд традиционных операций. Начинается процесс с подготовки сырьевой базы. Зерновой твердый наполнитель проходит стадию очистки от биологических примесей. Резина (вторсырье) измельчается до состояния порошка с фракцией не более 1 мм. Она придает смеси гибкость и устойчивость к влаге.

Компоненты в сухом виде просеивают и высушивают методом нагревания массы до +200℃. Это необходимо для качественной связки компонентов посредством битумного связующего.

Готовые компоненты смешивают до однородного состояния вместе с функциональными присадками. Композит с нефтепродуктами соединяют под воздействием разных температур. На основании этого различают холодный, теплый или горячий асфальтобетон. В первом случае нагревают только битумный раствор, в других двух весь состав. Минимальное воздействие происходит при температуре +160℃. Хранение готового к укладке продукта осуществляется в аналогичных условиях (+150-+180℃).

Чем отличается от обычного асфальта

Что такое асфальт и в чем его отличие от асфальтобетона? Поверхностный взгляд на материалы говорит о том, что они одинаковы. Это объяснимо битумным связующим и применимостью в дорожном строительстве. При детальном изучении все сведется к тому, что асфальтобетон является усиленной модификацией асфальта.

Основное отличие модернизированного покрытия от более однородного аналога заключается в рецептуре приготовления. В первый включен щебень или гравий крупной фракции. Дополнительно могут быть добавлены песок и каменная мука. Асфальт по составу более натуральный материал. Он может содержать не менее 70 % нефтяного битума.

От природы покрытия зависит его предназначение. Асфальт – это материал, способный выдержать значительные нагрузки, поэтому его используют для благоустройства пешеходных зон. Асфальтобетон – более прочное покрытие. Он допустим для строительства дорожного полотна под любой транспорт.

Сферы применения асфальтобетонных смесей

Широкое распространение асфальтобетонной смеси обосновано простотой укладки, высокими техническими показателями и разнообразием готовых составов. Прописанные в стандартах требования для производства материала обеспечивают соответствие заявленных характеристик проверенным на практике.

Готовые смеси используют для формирования пола в складских помещениях и на крупных промышленных предприятиях. С помощью асфальтобетона закатывают площади, автомобильные парковки, возводят дорожные покрытия общественного характера. Кроме того, допустимо строительство транспортных магистралей, взлетной полосы, аэродрома в целом.

Что входит в состав асфальтобетона по ГОСТ

Из чего делают асфальт? Главными компонентами композитного материала являются битумный связующий и минеральный наполнитель. Последний делят на три группы:

  1. Порошок. Его доля в составе достигает 20 % от общей массы. По природе это могут быть измельченные до пылеобразного состояния осадочные породы, доломитовые, промышленные отходы, зольные шлаки. Их применение положительно сказывается на снижении водонепроницаемости, повышает прочность и плотность асфальта.
  2. Песок. Он выступает в роли заполнителя пустот, способствует образованию однородной массы с высокой плотностью. Содержание зерен регламентируется, чтобы не снизить износостойкость.
  3. Гравий и щебень. Камни добавляют в количестве от 30 до 60 % от общей массы. По природе это осадочные или вулканические породы, отходы металлургических предприятий. Форма и свойства заполнителя определяют технические характеристики покрытия.

С целью удешевления асфальтобетона за границей начали добавлять в состав резину. Как правило, это переработанные автомобильные шины. Такое решение на качественных показателях смеси в результате практически не сказывается.

Для повышения прочностных характеристик добавляется целлюлоза. Такой природный стабилизатор дополнительно способствует улучшению связки между компонентами.

Если нужно придать цвет асфальтовому покрытию, то это делают на этапе приготовления смеси. В состав могут добавлять подсвеченный битум, крошку из мрамора или керамики, кварцитовый или гранитный щебень. Обновлять разметку или рисунок в этом случае не нужно, так как природный краситель сохраняет цвет на протяжении всего срока эксплуатации велодорожки, спортивной или детской площадки.

Виды и типы асфальтобетонных покрытий, технические характеристики

Технические характеристики зависят от состава. Свойства покрытия также определяются условиями, в которых проводятся монтажные работы. Так, предел прочности на сжатие нормируется ГОСТом на композитный асфальт в зависимости от температуры. Выглядит это так:

  • 0℃ –от 9 до 13 МПа;
  • + 20℃ – от 2 до 2,5 МПа;
  • + 50℃ – от 0,9 до 1,5 МПа.

Прочность на растяжение или трещиностойкость равна 2-7,5 МПа. Коэффициент водостойкости составляет 0,6-0,95, водонасыщение с высокой плотностью асфальтобетона – 1-4 %, у пористого – 4-10 %. Сдвигоустойчивость или коэффициент трения должен быть в пределах 0,62-0,87. Морозостойкость составляет от 15 до 50 циклов.

Расход смеси вычисляют исходя из слоя в 10 мм:

  • мелкозернистый А, Б, В– в среднем 25 кг/кв.м;
  • крупнозернистый – около 24 кг/кв.м;
  • щебеночный –почти 26 кг/кв.м.

Вес асфальтобетона в 1 м3 при демонтаже составляет от 2000 до 2800 кг.

Одной из важных характеристик считается коэффициент уплотнения. От него зависит качество укладки и долговечность покрытия. Для холодного типа показатель должен превышать 0,96, для горячих – 0,99.

Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке

Классификация материалов в соответствии с государственным стандартом (ГОСТ асфальтобетонные смеси 9128-2013) ведется на основании минерального наполнителя. Это могут быть песчаные, гравийные или щебеночные смеси. Также разделение ведется по размерам минералов:

  1. Первый тип включает в себя зерна фракцией до 10 мм. Дорожное покрытие отличается высокой плотностью и гладкой поверхностью. Такой продукт используют для строительства полотен для велосипедистов, роллеров, пешеходов, им покрывают детские площадки.
  2. Мелкозернистый тип включает минералы размером до 20 мм. Материал пригоден для формирования внешней оболочки городских дорог, автомагистралей и аэродромных площадок. Чтобы исключить расслоение или образование колеи, добавляют различные функциональные присадки. Удельный вес кубического метра асфальта составляет около 2300 кг.
  3. Крупнозернистой смесью называют асфальтобетон с наполнителем фракцией до 40 мм. Песок здесь выступает в роли заполнителя пустот между гравием. Такой продукт используют для формирования основы дорожного пирога под оболочку.

Минеральный состав асфальтобетонной смеси для удобства отражен в маркировке. Определяющим для этого критерием является содержание твердого наполнителя крупных фракций:

  • А – 50-60 %;
  • Б – 40-50 %;
  • В – 30-40 %.

Если минеральную часть составляет только песок, то маркируют как «Г» и «Д». Наполнитель может быть добыт в природных водоемах или являться отсевом продуктов дробления горных пород.

В совокупности с технологией производства асфальта на основании используемого сырья различают три марки готовой к укладке смеси. Первую составляют горячие плотные смеси типа А, Б, Г и холодные Б, В, Г с щелочной природой и пористой структурой. Во вторую входят горячие и холодные Б, В, Г, Д (пористые, песчаные). В третий вариант могут входить только горячие Б, В, Г, Д.

Виды асфальтобетонов по температуре укладки

Укладку асфальтобетона производят на подготовленную площадку. С нее снят верхний слой почвы, проведено предварительное выравнивание. Для отвода воды устраивается дренажная система. Для компенсации нагрузки на грунт основание покрывают трехслойной подушкой:

  • щебень фракцией до 60 мм;
  • гравий размером до 40 мм;
  • песок.

Различия в методах проведения монтажных работ заключаются в том, как делают асфальт. Укладкой асфальтобетона занимаются при температуре свыше +5℃.

Технологий проведения работ три, выбор зависит от характера смеси:

  • Под холодное основание рекомендуется пропитать битумом. Покрытие трамбуют и посыпают песком или цементом. Это позволяет снизить липкость сформированного полотна.
  • Горячую смесь производят из заполнителя, присадок и расплавленного битума. Продукт доводят до однородного состояния и выкладывают на подушку. Формирование покрытия проводится трамбованием или с помощью катков. Ездить по дороге можно через 6 часов.
  • Третий вариант подразумевает использование литого асфальта. Его нагревают до температуры + 235℃ и перемешивают в специальном оборудовании. Из бункера асфальтоукладчика смесь подается на рабочую площадку. Дополнительное трамбование или укатка покрытию не требуется.

Асфальтобетон в отличие от асфальта в составе содержит твердый минеральный наполнитель различной фракции: порошок, песок, гравий или щебень. Благодаря этим компонентам продукт приобретает улучшенные показатели прочности и плотности. Такие свойства актуальны при строительстве дорожных покрытий, которые подвергаются сильным нагрузкам: дорога под грузовой транспорт, магистраль, аэродром.

Для чего нужна асфальтобетонная смесь?

Асфальтобетонная смесь – строительный материал, который необходим для возведения дорожного полотна. За счет уникальных технических характеристик смесь позволяет обеспечить одновременно и гладкость, и определенный процент шероховатости. Последний регулируют при помощи массивного асфальтоукладчика. Основным преимуществом асфальтобетонной смеси является то, что использовать такое покрытие можно практически сразу же. Также они распределяются равномерным слоем, они надежны, ремонтопригодны, долго сохраняют на себе нанесенную краску.

Рисунок 1. Асфальтобетонная смесь

Виды составов

На сегодняшний день существует огромное количество различных асфальтобетонных составов. Все они отличаются по внутренним компонентам, наличию дополнительных присадок. Принято делить асфальтобетонные смеси по следующим типам:

  • Для тротуарных покрытий, дорожек, внутреннего двора. В основе таких смесей лежит песок.
  • Для укладки городских улиц, где идет неинтенсивное транспортное движение, или же ямочного ремонта. Здесь применяют асфальтобетонные смеси мелкого помола.
  • Для создания подстилающего пласта. Используется асфальт крупного помола, который укладывается в несколько слоев.
  • Для обустройства дорожного покрытия на мостах или крупных дорожных развязок. Здесь необходима асфальтобетонная смесь с добавлением битума и полимеров.
  • Для создания асфальтобетонного покрытия на скоростных трассах. Здесь необходим самый прочный материал – тот, в составе которого присутствует строительная мастика и щебень.
  • Для обработки спортивных площадок. Для этого используют бетон с большим количеством битума и резиновых присадок.

Состав асфальтобетонной смеси

Для приготовления асфальтобетонной смеси используются одни и те же материалы – органические вяжущие компоненты и минеральный наполнитель. Конкретные характеристики бетона зависят от конкретных пропорций. Очень важно придерживаться всех нормативных требований при изготовлении, дабы получить тот материал, который соответствует физико-химическим свойствами.

Читайте также  Как сделать фундамент для теплицы

К основным материалам, которые входят в состав асфальтобетонной смеси, относят:

  • Гравий либо щебень. Эти материалы позволяют лишить асфальтобетонную смесь ползучести. Это значительно увеличивает срок службы материала – зерна отлично связываются друг с другом. Обычно в качестве основы используют плотный щебень горных пород и известняки или доломиты в форме куба. При этом масса глинистых включений не должна быть больше 1-2%.
  • Песок. Обычно используют крупно- или среднезернистый. Дробленый природный песок обладает отличной износостойкостью, он обеспечивает нужную структуру асфальтобетонной смеси, придает ей прочности.
  • Минеральный порошок. Для приготовления асфальтобетонной смеси используют минералы мелкого помола – не более 1.25 миллиметров. Именно этот компонент обеспечивает нужный коэффициент гидрофильности, делает покрытие прочным и в меру эластичным.
  • Битум. Это продукт, который остается после переработки нефти. Это вяжущее вещество, благодаря которому склеиваются все крупные частицы, заполняется свободное пространство между ними. Также битум обеспечивает асфальтобетонной смеси нужный коэффициент водостойкости, прочности.

Приготовление асфальтобетонной смеси в домашних условиях

Приготовление асфальтобетонной смеси – достаточно сложный и технологичный процесс. Однако, если человек затевает стройку, он не против сэкономить и самостоятельно приготовить подобную смесь. Конечно, она не подойдет для укладки на скоростных трассах, однако облагородить собственную территорию – вполне возможно.

Классический способ приготовления

Чтобы приготовить асфальтобетонную смесь, потребуются следующие материалы: битум или смола, мелкий щебень и песок. Также вам потребуется емкость большого размера и ведро. Чтобы варить асфальтобетонную смесь, лучше развести костер. Так будет и дешевле, и безопаснее.

Когда все ингредиенты будут подготовлены, в большую емкость поместите песок и щебень в пропорции 2/1. Тщательно перемешайте компоненты, чтобы получить однородную массу. Посетите ее на огонь, после чего аккуратно добавляйте битум или смолу. Используйте металлическое ведро. В нем нужно закипятить добавку и влить в песок.

Важно! Во время процесса постоянно помешивайте массу, чтобы получить однородный продукт. Продолжайте процедуру до тех пор, пока вода полностью не выкипит. Помните, что пользоваться такой асфальтобетонной смесью нужно пока она горячая. Когда она остынет, смесь подлежит утилизации.

Использование старых материалов

Чтобы выполнить ремонт асфальта и сделать новое полотно, рекомендуется использовать старое полотно. Технология очень похожа на предыдущий метод, однако имеется ряд особенностей. Среди них:

  1. При помощи кувалд снимается старое покрытие. Щебневую подушку не трогайте, она остается.
  2. Снятое покрытие тщательно измельчается на мелкие фракции.
  3. Раздробленное покрытие плавят в емкости на огне.
  4. Далее – все происходит так же, как и в предыдущем методе.

Работа с холодным асфальтом

Чтобы произвести ямочный ремонт, целесообразнее всего работать с холодной асфальтобетонной смесью. Такой метод приобрел популярность менее десятилетия назад. По технике он напоминает холодную сварку. Используется специальный битум, работать с которым можно даже при отрицательной температуре. Существенным недостатком такого метода можно назвать высокую стоимость компонентов. Однако если у вас нет возможности ждать тепла, это единственный выход.

Особенности асфальтобетонной смеси

Если вы выбираете асфальтобетонную смесь, заранее определитесь, каких свойств вы хотите получить от нее. Это обеспечивается составом строительной массы. К основным задачам асфальтобетонной смеси относят уплотнение горячего материала, определение пористости, испытание его на соответствует отведенных требованиям. Если при приготовлении асфальтобетонной смеси были соблюдены все пропорции и правила, то асфальт будет соответствовать нужным требованиям – прочности и долговечности. Этапы создания асфальтобетонной смеси следующие:

  1. В первую очередь нужно определить качество и основные характеристики составляющих компонентов. Они должны соответствовать требованиям марки асфальтобетонной смеси.
  2. Потом проводится расчет минеральной части готовой смеси.
  3. Определяется нужный объем битума, который заполняет свободные пространства между крупными частицами.
  4. В конце добавляются определенные присадки, которые добавляют бетону определенные характеристики.

В целом, создание асфальтобетонной смеси подразделяется на следующие этапы:

  • Определение составляющих частей.
  • Определение качества сырья.
  • Просчет объема компонентов, необходимых для создания определенного объема асфальтобетонной смеси.
  • Расчет стоимости заказа.
  • Загрузка сырья в бункер для дозировки составляющих компонентов.
  • Сушка минеральных веществ, их прогрев для определенной температуры.
  • Подготовка вяжущего вещества, его разогрев и добавление определенных присадок.
  • Загрузка составляющих компонентов в смеситель и установка нужных параметров.

Характеристика асфальтобетонной смеси

Асфальтобетонное покрытие – подходящий стройматериал для дорог. Его техническая характеристика позволяет обеспечить гладкость и нужную шероховатость поверхности при помощи выравнивающего асфальтоукладчика. Еще одним преимуществом асфальтобетонной смеси является возможность использования дорожного полотна сразу после укладки. В свою очередь, цементобетон приобретает необходимую структуру только через двадцать восемь дней. Кроме того, теплые асфальтобетонные смеси распределяются равномерным выравнивающим слоем. Такие поверхности легко ремонтировать, мыть, на них долго держится краска.

Определение

Асфальтобетон – строительный материал, в состав которого входит битум, строительный песок, гравий, иногда специальный порошок с минералами. Ингредиенты песчаных смесей перемешивают в необходимых пропорциях при определенной температуре. Асфальтобетонную смесь изготавливают в соответствии с государственным стандартом.

Применение

Плотные пористые стройматериалы применяют при укладке слоев дорожного полотна, взлетно-посадочных полос, площадок и других поверхностей. Для этого специалисты используют смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.

Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:

  1. По наличию минеральной составляющей. Растворы классифицируют в зависимости от того, какой тип составляющей используется при изготовлении. Существуют разные типы компонентов, входящих в состав асфальтобетонной смеси. Например, для типа А характерно пятидесятипроцентное содержание щебня в растворе.
  2. По размеру минеральных зерен составы бывают трех типов: песчаная (зерна для песчаной смеси должны быть менее пяти миллиметров), крупнозернистая (зерна менее сорока миллиметров) и мелкозернистая асфальтобетонная смесь (зерна размером менее двадцати миллиметров).
  3. В зависимости от используемого стройматериала, смесь бывает песчаная, гравийная и щебеночная.
  4. Температура также влияет на технические характеристики растворов. Классификация производится согласно температуре, которая зафиксирована в то время, когда происходила укладка смеси. Различают две разновидности: горячие асфальтобетонные смеси и теплые асфальтобетонные смеси. В частности, при распределении холодная асфальтобетонная смесь должна иметь температуру около 5°С, горячая – не ниже 120°С.

Вернуться к оглавлению

Марки растворов

На рынке строительных материалов представлены две марки. Первая марка предполагает использование щебня 1000-1200. Для второй марки – применяют щебенку 800-1000. Перед тем как воспользоваться той или иной смесью, необходимо определить ее марку. Горячие составы, которые укладываются при определенной температуре, имеют следующую маркировку (i):

  • раствор марка;
  • высокоплотные; i;
  • плотные;
  • А; i, ii;
  • Б, В; i, ii, iii;
  • Г, Д. ii, iii;
  • пористые i, ii.

Вернуться к оглавлению

Органоминеральные составы

Кроме перечисленных выше классификаций, существуют органоминеральные растворы. Их изготавливают за счет смешивания битума и известняка. Применение плотных составов заключается в ремонте асфальтобетонного дорожного полотна.

Требования к смесям

В соответствии с государственным стандартом, содержание зерен пластинчатой формы в гравии, щебенке не должно превышать следующие значения:

  • пятнадцать процентов – для высокоплотных составов и растворов «А»;
  • двадцать пять процентов – для материалов Б и Бх;
  • тридцать пять процентов – для растворов В и Вх.

Вернуться к оглавлению

Особенности

Стройматериал должен производиться на предприятии с соблюдением правил. Отгрузку необходимо осуществлять в самосвал. Щебеночно-мастичный раствор используют для уплотнения поверхностного выравнивающего слоя автомагистралей, укладки взлетно-посадочных покрытий, тротуаров, площадей и пр. Свойства строительного материала позволяют усилить сцепление со слоем дорожного полотна, что повышает безопасность передвижения автомобилей.

Как показала практика использования асфальтобетона в прошлом, некоторое время спустя после начала эксплуатации покрытия, на верхнем слое быстро появлялись неровности, позднее и выбоины. Это происходило из-за того, что при погрузке, перевозке и проведении укладочных работ раствор подвергался расслоению (или сегрегации).

Сегрегация асфальтобетонного покрытия – процесс, который приводит к неправильному распределению зерен, пузырьков воздуха и битума в строительном материале. Сегрегация провоцирует диспропорции компонентов, содержащихся в смеси. Процесс сегрегации сокращает срок эксплуатации покрытия. Иными словами, сегрегация вызывает эффект, противоположный смешиванию составляющих. Сегрегация делает раствор неоднородным.

Правила приемки

Чтобы создать запас раствора транспортом и асфальтоукладчиком, используют перегружатели. Перегружатель представляет собой специальную технику, предназначенную для бесперебойной работы специального асфальтоукладчика. Перегружатели применяются при приемке асфальтобетона из автотранспорта и перемещении его в асфальтоукладчик.

Кроме того, существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать при приемке подготовленного раствора из перегружателя. В частности, приемку из перегружателя следует производить партиями. Под партией подразумевается односоставный стройматериал, произведенный на станке во время одной смены на предприятии.

Что касается горячих составов, то их количество должно составлять не более шестисот тонн, а холодных – не более двухсот тонн. Количество раствора определяют по его весу. Для этого применяют автомобильные либо железнодорожные весы. Если необходимо погрузить материал на корабль, то после завершения приемки груза измеряют осадку судна.

Для проверки соответствия товара указанным характеристикам существует ряд испытаний, которые позволят подтвердить соответствие товара требованиям. После проведения проверки покупатель получает документ, подтверждающий соответствие материала. При этом для каждой партии груза необходимо выписывать отдельный документ.

Расход и плотность стройматериала

Качество и уплотнение дорожного покрытия зависит от свойств, регламентированных в государственном стандарте. В соответствии с нормативами, на вес и плотность 1м3 асфальтобетонного состава влияет песок, который добавляют в его состав. Таким образом, масса составляет:

  • кварцевый песок – 2200 килограммов на кубометр;
  • шлаковый песок – 2350 килограммов на кубометр.

Шлаковый строительный песок используется для уплотнения смеси. Удельный вес бетона, в котором содержится щебень крупной фракции, больше других видов стройматериала. Точный показатель получить крайне сложно, но средняя масса составляет примерно 2100 килограммов на один м3. Показатели принимают во внимание при произведении расчета нужного количества стройматериала для конкретных работ. Помимо этого, такие данные иногда учитываются при проведении разборки покрытия дорог, – это позволит определить грузоподъемность спецтехники и число машин. При проведении строительных работ на частной территории (бетонирование площадки и пр.) необходимо предварительно рассчитать расход состава. Таким образом, вы заранее определите стоимость и количество строительного материала. Расход раствора можно рассчитать следующим образом:

  1. Прежде всего, следует определить площадь территории, которая будет асфальтироваться. Например, есть площадка 50 м2. При это толщина асфальтобетона составляет один сантиметр.
  2. Чтобы покрыть 1 м2 дороги потребуется двадцать пять килограммов состава. Следовательно, для площадки в 50 м2 потребуется 25*50 = 1250 килограммов материала.
  3. Поскольку в одном м3 примерно 2250 килограммов асфальтобетона, на покрытии такой площадки потребуется 1250:2250 = 0,55 м3 бетона.
Читайте также  Как правильно стянуть дом

Вернуться к оглавлению

Вывод

Асфальтобетон широко применяется при строительстве дорог, площадок и взлетных полос. При проведении работ важно соблюдать установленные правила и учитывать массу асфальтобетона, которая зависит от ингредиентов, входящих в его состав.


Характеристики и типы асфальтобетонных смесей

Для строительства и ремонта всех дорожных покрытий используется асфальтобетонная смесь. Техническая характеристика материала позволяет обеспечить гладкость и необходимую шероховатость поверхности при помощи выравнивающего асфальтоукладчика. Дорожно-строительный материал изготавливается в соответствии с установленными нормами государственных стандартов, которые прописаны по ГОСТу 9128—2013.

  1. Виды и типы: технические характеристики
  2. Классификация асфальтобетонной смеси
  3. Какие есть марки составов?
  4. Состав асфальтобетона
  5. Технические требования к смеси
  6. Где и как применяется?
  7. Расход материала: расчеты
  8. Укладка: технология проведения

Виды и типы: технические характеристики

Асфальтобетонная смесь — это дорожное покрытие, которое изготавливается искусственным путем, способом применения материалов, имеющих минеральное происхождение, таких как песок, минеральные порошки, гравий или щебень, а также с активным вяжущем веществом в виде битума или полимерно-битумного состава.

Выделяют такие разновидности асфальтобетонных смесей:

Материал может изготавливаться на основе гравия.

  • В зависимости от основы состава:
    • гравий;
    • песок;
    • щебень.
  • По фракционности наполнителя:
    • объемный (крупнозернистый) — используемое зерно до 35 мм;
    • мелкозернистый — до 15 миллиметров;
    • песчаный — 5,5 мм.
  • По включению минеральной составляющей:
    • разряд «А» содержит 55—65% материала;
    • «Б» — 45—55%;
    • «В» — 45—35%.

Основные типы асфальтобетонных смесей по применяемому связывающему веществу и температурному режиму в момент укладки:

Материал нужно укладывать, пока его температура держится на отметке выше 100 градусов.

  • Горячая. Для изготовления используются вязкие и жидкие нефтяные дорожные битумы. Механизм установки — непосредственное применение после приготовления состава. Во время усадки термометр не должен показывать температуру ниже, чем +120 градусов.
  • Теплая. Температура смеси 65 градусов. Укладывается теплый состав сразу после замеса раствора.
  • Холодная. Основана на жидком битуме. Готовится холодный асфальтобетон без нагревания. Готовый раствор имеет длительные сроки годности, примерно 7—9 месяцев. Температура укладки до -5 градусов.

Классификация асфальтобетонной смеси

Виды дорожного материала:

Состав такого материала делает его очень плотным и достаточно прочным.

  • Щебеночно-мастичный состав. Основа смеси: минеральный материал (щебенка, песок, минеральный порошок), битумное вяжущее вещество, модификатор, который отвечает за стабилизацию материала и препятствует расслоению покрытия в момент эксплуатации.
  • Литые асфальтобетонные составы (мелкозернистый асфальтобетон). Плотный и механически устойчивый вид покрытия. Отличия от других — основа из битумного вяжущего вещества, порог содержания которого равняется 10% от общего состава, содержание минерального порошка — 27%.
  • Асфальтобетонный раствор на основе полимера. Активные вещества состава — битум, как продукт нефтепереработки, термоэластопласт, эластомер и другие полимерные материалы. Свойства смеси — долговечность, устойчивость.
  • Цветной асфальтобетон. Состав горячего или холодного типа с применением цветных пигментов. Отличительных моментов в приготовлении смеси нет, отличие только в добавлении окрасочных компонентов. Таким составом декорируется пол или другая поверхность.
  • Стеклоасфальтобетонный состав. Дорожная смесь содержит измельченные стеклянные элементы. Применяются бытовые или промышленные продукты переработки из стекла. Помогает сэкономить на крупном заполнителе и вяжущем веществе.
  • Резиноасфальтобетонный вид раствора. Горячий состав, модифицированный с помощью резиновой крошки. Добавление активного компонента проводится двумя способами: сухим — вместе с заполнителем и мокрым — соединяется с битумом.
  • Резиново-дренирующий асфальт. Отличается от других активным вяжущем веществом, в которое входит полимерный битум, полиэтилен с низким процентом плотности, резиновая крошка.
  • Серый асфальтобетон. В состав смеси добавляется техническая сера.

Какие есть марки составов?

Марки асфальтобетона содержит информационная таблица:

Маркировка Тип асфальта Обозначение смеси
Асфальт марки 1 (i) Высокоплотный А, Б, Г
Плотный Бх
Пористый Вх
Высокопористый Гх
Марки ii Плотный А, Б, В, Г, Д
Пористый Гх
Высокопористый Дх
Марки iii Плотный Б, В, Г, Д

Состав асфальтобетона

Классическая основа дорожной смеси:

  • минеральный наполнитель;
  • вяжущее вещество из битума.

Подробный состав асфальтобетонной смеси:

  • Заполнитель:
    • щебень;
    • гравий;
    • керамзит для керамзитобетона;
    • шлак или продукты переработки горнорудных производств.
  • Песок. Материал природного происхождения:
    • горный;
    • кварцевый.
  • Минеральный порошок. Отвечает за структурную организацию асфальта. Способствует повышению вяжущих свойств битума и заполняет мелкие, образовавшиеся поры покрытия.
  • Вяжущее вещество. Применяется продукт нефтепереработки — битум. Различаются такие:
    • вязкие;
    • жидкие;
    • модифицированные и плотные на основе полимерных соединений.

Материал изготавливается на основе ряда составляющих.

Технические требования к смеси

Полная характеристика смеси включает момент процентного совмещения в наполнителе минеральных пластинчатых соединений. Содержание дополнительных форм в гравии или щебне не должно превышать норм, указанных в госстандартах:

  • марка 1, раствор «А» — 14,5%;
  • класс Б, Бх — 24,5%;
  • растворы В, Вх — 34,5%.

Существуют правила изготовления и правильная технология производства. Основное назначение существующих норм:

  • нормированная плотность асфальтобетона;
  • нормы расхода на 1 м кв.;
  • удельный вес асфальтобетона.

Чтобы производить и использовать данный материал, нужно знать, сколько его потребуется на квадратный метр.

Важнейший аспект качества асфальтобетонной смеси — правильная транспортировка раствора и отгрузка. При неграмотно организованной погрузке, перевозке и укладке смеси возникает сегрегация материала, которая провоцирует образование неровностей, выбоин и трещин на дорожном полотне.

Где и как применяется?

Таким материалом покрываются велодорожки.

  • Для возведения монолитного слоя дорожного покрова.
  • Как выравнивающий слой уже возведенного полотна.
  • Для создания асфальтовых покрытий в промышленных, торговых и хозяйственных зонах.
  • В организации тротуарных, пешеходных, велосипедных частей.
  • Для асфальтирования дорог различных категорий.
  • В сооружении посадочно-взлетных аэродромных полос.
  • При организации придомовых участков, заливки пола.

Расход материала: расчеты

Для убеждения в качестве и требуемых свойствах дорожного покрытия обязательно проводится акт пробного уплотнения и расхода 1 т/м3. Весовой коэффициент и плотность одного куба асфальтобетона зависит от содержания песка, стандартный расчет не должен превышать 2150 кг при применении кварцевого, и 2380 кг в случае шлакового материала. Удельный вес просчитать трудно, примерно весит куб 2000—2150 кг крупнозернистого, среднезернистый — 1900, определение мелкозернистого — 1650 кг.

Укладка: технология проведения

Для транспортировки смеси к назначенному месту используется специальная техника (самосвал). Для приема асфальтобетона с автотранспорта используется перегружатель, с помощью которого и проводится контакт раствора с асфальтоукладчиком. Первый этап укладки дороги — это подготовка площадки, мусор убирается, поверхность уплотняется и выравнивается. Если речь идет о ремонте существующего покрытия проводится демонтаж верхнего слоя, при разборке используется лом. При возведении дорог со специфическим целевым применением осуществляется усиление смеси. Для армирования асфальтобетона используется георешетка, имеющая сетчатую структуру и содержащая высокопрочные нити и специальные волокна. Укладка геосетки обязательна при устройстве автомагистралей, гоночных трасс, взлетных полос аэродромов.

Укатка материала должна проводиться в самую последнюю очередь.

Когда площадь убрана, дальнейшая технология укладки осуществляется с применением специальной техники и лома, укатка поверхности закончена, укладывается первый, выравнивающий слой из крупнозернистого асфальтобетона. Поверхность обрабатывается тонким слоем битумного вещества, проводится прогрунтовка. Далее асфальтоукладчиком делается основной слой асфальта. Укладчик асфальтобетона наносит примерное количество смеси, которое равномерно распределяется по поверхности, чтобы не было заметно устройство шва-стыка. Схема покрытия для составов аналогична, горячие и холодные смеси ложатся одинаково. Разница усадочной процедуры может отличаться только температурным режимом, не ниже, чем -5 градусов по Цельсию. Финишный этап — укатка с помощью катка для лучшего последовательного уплотнения.

Типы и марки асфальтобетонных смесей

  • Состав асфальтобетонных смесей
  • Классификация асфальтобетонов по составу и техническим характеристикам
  • Виды асфальтобетонных смесей по температуре укладки

Асфальтобетоном называют обширное семейство строительных материалов, которые, в отличие от природного асфальта, получают искусственным способом. Основная область применения – дорожное строительство. Различные виды искусственного асфальта, предназначенного для создания дорожных покрытий, различаются по технологии изготовления, составу сырьевых материалов и техническим характеристикам. Средняя плотность АБ составляет 2,5 т/м3. Требования ко всем видам асфальтобетонных смесей регламентирует ГОСТ 9128-2013.

Состав асфальтобетона

В зависимости от заполнителя, смеси разделяют на щебеночные, гравийные, песчаные. В зависимости от величины зерен, на крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные. По плотности – на высокоплотные, плотные, пористые, высокопористые. По состоянию вяжущего (битума) – на горячие и холодные.

  • битум – 2,5-9 %;
  • минеральные порошки;
  • каменные материалы – необязательные компоненты, хотя большинство АБ производится на базе щебня и гравия;
  • модифицирующие добавки разного функционального назначения – для улучшения звукоизоляционных параметров, увеличения шероховатости и сцепления автопокрышек с дорожным покрытием.

Для придания особых характеристик в состав материала добавляют резиновую крошку, получаемую переработкой старых автомобильных шин и других резиновых изделий. Такой материал отличается высокой стоимостью, поэтому его используют только в определенных случаях и в ограниченных количествах.

Классификация асфальтобетонных смесей по техническим характеристикам и составу

Для упрощения выбора асфальт разделяют на марки и типы. Основные марки асфальтобетона:

  • Марка 1. К этой группе относятся АБ разного состава и плотности, которые объединяет общее качество – высокая прочность. Основное применение этих материалов, содержащих щебень, кварцевый песок, битум, минпорошки, – создание нижнего слоя дороги. Среди АБ марка 1 отличается наиболее высокой стоимостью.
  • Марка 2. Эти материалы, технические характеристики которых немного ниже параметров АБ марки 1, отличаются бюджетной стоимостью и универсальностью применения. Они востребованы в широком перечне дорожных работ – при строительстве и ремонте автодорог общего пользования, благоустройстве частных территорий, городских парков и скверов.
  • Марка 3. Плотный, но малопрочный материал, в составе которого отсутствует щебень. Такие АБ изготавливаются на базе песка и минеральных порошков. Они востребованы при ремонте и устройстве покрытий, не запланированных для восприятия серьезных нагрузок. Марка 3 – это тип асфальтобетона, предназначенный для устройства пешеходных дорожек, тротуаров, аллей в садах и парках, организации площадок возле частных домов и во дворах лечебных или образовательных учреждений. Также он часто применяется при «ямочном» ремонте дорожного покрытия.

Деление на типы осуществляется по соотношению песка и камня, присутствующих в составе асфальтобетонной смеси:

  • А. Щебень – 50-67%. Используются только с горячим битумом.
  • Б. Щебень или гравий – 40-50%. АБ может применяться как в холодном, так и в горячем виде.
  • В. Щебень или гравий – 30-40%. Смеси могут быть холодными и горячими.
  • Г. Песок – искусственный, получаемый путем дробления различных материалов. Содержание – 30%.
  • Д. Песок из отсева дробления. Содержание – 70%.

Таблица соотношения марок и типов асфальтобетона

Марка Состав Тип
1 песок или отсев, щебень, минпорошок, битум плотные А, Б, Г; высокопористые, пористые, высокоплотные
2 песок, отсев, щебень, минпорошок, битум плотные А, Б, В, Г, Д; пористые, высокопористые
3 песок, отсев дробления, минпорошок, битум плотные Б, В, Г, Д
Читайте также  Как сделать дымоход для камина

Виды асфальтобетонов по температуре укладки

По температуре укладки выделяют холодный и горячий АБ. Оба этих материала изготавливают на асфальтобетонных заводах, на которых готовят и смешивают сырьевые компоненты. Температура обработки составляющих холодного асфальтобетона значительно ниже температуры, при которой обрабатывают горячие смеси.

Горячие асфальтобетонные смеси

Температура их укладки, в соответствии с ГОСТом 9128-2013, составляет +105 °C и выше. Высокая температура обеспечивает хорошее уплотнение смеси. Чем она ниже, тем сложнее трамбовать и тем больше проходов катка понадобится. Работы по устройству дорожного покрытия с использованием горячей смеси нельзя проводить при отрицательных температурах и высокой влажности. Горячий АБ необходимо укладывать в разогретом виде на сухую поверхность.

Холодные асфальтобетонные смеси

Это разновидность дорожных материалов, для которой характерны: специальный температурный режим производства, присутствие медленно- или среднетвердеющего дорожного битума, модифицирующих добавок. Холодные АБ могут находиться в состоянии, пригодном к употреблению, в течение длительного времени. Такую способность обеспечивает тонкая битумная пленка на зернах компонентов, которая ослабляет структурные связи, и их можно разрушить даже при незначительных усилиях.

Преимущества холодных АБ, по сравнению с горячими смесями:

  • продолжительный срок хранения;
  • возможность осуществления дорожно-строительных и дорожно-ремонтных работ при отрицательных температурах и повышенной влажности;
  • возможность укладки без использования специальной строительной техники.

Недостатками холодных асфальтобетонов являются более низкая прочность, по сравнению с горячими АБ, и высокая стоимость. Поэтому холодные асфальтобетоны востребованы для проведения ямочного ремонта и других ремонтных работ на участках небольшой площади, устройства отмосток, пешеходных дорожек, благоустройства придомовых территорий. Для покрытия автодорог, рассчитанных на значительные транспортные нагрузки, холодный асфальтобетон не применяют.

Покрытия из асфальтобетона — состав и технология

Асфальтобетонное покрытие — уплотненный слой искусственного строительного материала, состоящего из минерального порошка, заполнителей и битумного вяжущего. Смесь обладает ценными свойствами, которые нашли применение в прокладке дорог, устройстве взлетных полос, пешеходных коммуникаций, объектов ландшафтной архитектуры.

История асфальтобетонных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Американские инки строили великолепные дороги из камней, проливая стыки природным битумом. Нововведение попало в Европу гораздо позже. На смену каменной и деревянной брусчатке появился асфальтобетон. Сегодня это наиболее распространенный материал для строительства дорог.

  1. Виды и применение
  2. Состав и технические характеристики
  3. Чем отличается асфальт от асфальтобетона?
  4. Технология устройства
  5. Заключение

Виды и применение

ГОСТ 9128-2013 классифицирует асфальтобетоны на несколько видов в зависимости от минерального заполнителя:

  • песчаные;
  • гравийные;
  • щебеночные.

Смеси изготавливают горячим или холодным способом. В первом случае используют вязкий или жидкий битум, а температура укладки составляет 110° и выше. Для холодного асфальтобетона применяют только жидкое вяжущее. Укладывают покрытие при температуре от 5°С.

В зависимости от характеристик компонентов различают следующие виды асфальтобетонных смесей:

  • Песчаный асфальтобетон изготавливают на основе заполнителей фракций до 10 мм. Материал слабо сопротивляется износу. Применяется для устройства тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек, детских площадок.
  • Мелкозернистый асфальтобетон содержит зерна крупностью до 20 мм. Используется для покрытия улиц, автотранспортных путей, аэродромов. Склонен к пластическим деформациям и образованию колеи, поэтому его модифицируют различными добавками.
  • Крупнозернистый асфальтобетон применяют для формирования нижних слоев дорожных одежд. В его составе щебень или гравий размером до 40 мм. Для заполнения пустот между крупными частицами и увеличения плотности добавляют песок.

Плотные щебеночные или гравийные составы соответствуют следующим типам асфальтобетонных смесей:

  • А — массовая доля крупного заполнителя 50-60%;
  • Б — 40-50%;
  • В — 30-40%.

Типы Г и Д содержат только песок из отсевов дробления или природного происхождения, щебня в них нет.

Для повышения прочности и улучшения связующих свойств между компонентами добавляют целлюлозные стабилизаторы. Полученный материал называют щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА). Для его изготовления используют плотные горные породы кубовидной формы, которые образуют крепкий каркас. Благодаря стойкости к деформациям ЩМА применяют для строительства дорог с большой загруженностью.

Еще одна разновидность покрытий на органическом вяжущем — цветной асфальтобетон. При изготовлении состав подкрашивают пигментами. Используют осветленный битум, мраморную или кирпичную крошку, щебень из кварцита или гранита.

Цветным асфальтобетонным покрытием выделяют велосипедные или пешеходные дорожки, покрывают спортивные и детские площадки, оформляют ландшафты.

Состав и технические характеристики

Состав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов.

Компоненты

На 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя.

Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. Содержание зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак.

Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона.

Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно. Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки. Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.

Основные технические характеристики

В зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:

  • к I относятся горячие высокоплотные и плотные типов А, Б, Г, пористые высокопористые щебеночные, холодные типов Бх, Вх, Гх;
  • ко II — горячие Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые песчаные, холодные Бх, Вх, Гх, Дх;
  • к III — горячие плотные Б, Г, В, Д.

Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:

  • предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
  • плотность — 2000-2800 кг/м³;
  • водостойкость — 0,6-0,95;
  • коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
  • сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
  • трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
  • водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
  • пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
  • морозостойкость F15-50 в зависимости от дорожно-климатической зоны.

Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99.

Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний.

Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:

  • мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
  • крупнозернистые — 24,2 кг;
  • ЩМА — 25,8 кг;
  • литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона?

Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.

Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.

Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.

Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.

Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.

Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.

Технология устройства

Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.

Подготовка

Мероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций.

Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров.

Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.

Устройство подушки

Функция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.

Укладка асфальтобетона

Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:

  • Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
  • Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
  • Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.

Заключение

Устройство дорог из различных типов асфальтобетона позволяет получить прочное и долговечное покрытие. Выбор материала зависит от нагрузки при эксплуатации полотна и климатической зоны. При укладке нужно соблюдать технологию и температурный режим.