Забор воды из реки для СНТ нормы

Как дачникам избежать штрафа за неуплату водного налога

Кому нужна лицензия на право пользования недрами

Закон устанавливает возможность предоставления недр, в том числе подземных вод, в пользование при условии оформления специального государственного разрешения — лицензии. Она дает право в течение определенного срока пользоваться участком недр в определенных границах. Это возможно только на платной основе.

Лицензию на право пользования недрами могут получить юридические лица, в том числе садовые и огородные некоммерческие товарищества, а также индивидуальные предприниматели. Физическим лицам такая лицензия не выдается.

По закону лицензия требуется, если объем извлекаемых подземных вод превышает 100 кубических метров в сутки, если добыча воды ведется в коммерческих целях, а также если источник водозабора располагается ниже водоносного горизонта, который служит источником централизованного водоснабжения. Таким образом, централизованные скважины (в том числе артезианские), принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.

Лицензия на право добычи подземных вод выдается на 25 лет. Для лицензирования скважины в товариществе потребуется копия устава товарищества, схемы расположения участка и водозаборных скважин, результаты химического анализа воды, а также паспорт скважины. На лицензированную водозаборную станцию устанавливается счетчик: налог взимается за каждую тысячу кубометров воды. При этом размер налоговой ставки зависит от экономического района расположения скважины и водного бассейна. Глубина залегания извлекаемых подземных вод в данном случае значения не имеет: величина налога на артезианскую воду и воду, получаемую из верхнего слоя почвы, будет одинаковой.

Нужна ли лицензия на колодец на участке?

Простые дачники могут без всяких разрешений добывать воду из расположенных в пределах принадлежащего им участка простых водозаборных сооружений (колодцев и скважин малого диаметра), которые эксплуатируют первый от поверхности водоносный горизонт. Главные условия — подземные воды должны извлекаться исключительно для собственных нужд в объеме не более 100 кубометров в сутки.

Артезианскую скважину физические лица обустроить не могут. Добыча артезианских вод — это эксплуатация недр, состоящих на государственном учете, поэтому артезианская скважина обязательно лицензируется. Она может быть только коллективной.

В законе о недрах нет таких понятий, как «колодец» и «скважина», поэтому данные сооружения можно рассматривать всего лишь как способы обустройства водозабора на участке. Дачник может вырыть у себя на участке колодец глубиной в 5 метров. А если на этой глубине воды нет, то можно копать и глубже, но нужно знать, где проходит источник централизованного водоснабжения в данной местности. К нему присоединиться нельзя.

Кого могут оштрафовать за неправильную эксплуатацию недр?

С 1 января 2020 года уплата налога на воду для садовых и огородных товариществ, имеющих водозаборную скважину общего пользования, стала обязательной. Товарищества, которые не получили лицензию, с 1 января 2020 года могут быть оштрафованы. Размер штрафа может достигать одного миллиона рублей.

Забор воды из реки, озера, водоема, моря, какие документы

Уважаемый читатель, в настоящей статье будет достаточно подробно изложен порядок и условия водопользования, осуществляемого путем забора воды для питья, хозяйственно бытовых нужд, нужд предприятия. В качестве примера таких нужд можно привести забор воды из реки для полива.

Для начал отметим, что водозабор на законных основаниях должен осуществляться при наличии заключённого договора водопользования. Стоит отметить, что договор на забор воды, в отличие от договора на право пользование акваторией водного объекта заключается без аукциона.

Услуги по подготовке документов забора воды

Согласовать пакет документов для заключения такого договора может быть очень не просто, именно поэтому рекомендуется в специализированных организациях заказывать услугу на сопровождение получения договора водопользования.

Во-первых, для заключения договора водопользования (например, под забор воды из водоема для полива) понадобится программа регулярных наблюдений, которая разрабатывается с учетом объема забираемых ресурсов и водной акватории ресурсов, а также иных антропогенных факторов, влияющих на состояние воды в радиусе точки забора. Программа разрабатывается специалистом в области водных отношений и утверждается в бассейновых органах.
На стадии согласования программы наблюдений также следует запросить подробные характеристики водного объекта (сведения). В указанных сведениях будет приведена информация о размере водоохранной зоны и береговой полосы, указана глубина в месте водопользования, приведены иные морфометрические и гидрологические характеристики.
Далее рассмотрим дополнительно какие документы нужны для забора воды , помимо программы наблюдений за водным объектом.

Помимо программы и сведений на водный объект также понадобится план природоохранных мероприятий, который утверждается на весь период действия договора под Забор воды из водоёма.

План природоохранных мероприятий должен содержать в себе конкретные эффективные действия по улучшению экологических показателей воды и не превышению ПДК в точке забора воды, а также мероприятия по недопущению ухудшения текущей экологической ситуации.

В плане к договору водопользования на забор воды должны обязательно быть указаны сроки и реализации мероприятий, а также источник денежных средств на которые это будет реализовано.
В состав пакет обязательно должны войти учредительные документы (устав, выписки от ИФНС и т.д.).
В составе пакета документов обязательно присутствует графический материал, который обосновывает весь механизм забора воды из акватории, на схеме должна быть указана насосная станция, Водозаборные сооружения, линейные объекты-трубы и так далее , также к указанным графическим материалам обязательно прилагается пояснительный материал. Отсутствие таких документов у заказчика может повлиять на стоимость по подготовке документов на водозабор из водного объекта

Ниже приведем пример технического описания водозаборной станции 2-уровнего подъема, которое может подходить для Забор воды из озера , реки, пруда или моря:

« От раструбных оголовков затопленного типа и двух самотечных линий диаметром 200 мм, протяженностью 1150 м вода поступает в приемный колодец диаметром 2м и глубиной 4,5 м. Насосом станции первого подъема вода из приемного колодца по напорному водоводу диаметром 100 мм подается на водоочистную станцию или прямо в РЧВ.
При достижении максимального уровня в резервуаре чистой воды или на время процесса промывки водоочистной установки насос выключается. По окончании процесса промывки или при падении уровня воды ниже максимальной отметки насос запускается в работу. Перед запуском насосов в работу предусмотрена их автоматическая заливка из бака, оборудованного электромагнитными вентилями.
Для сбора проливов предусмотрен дренажный приямок, из которого вода самотеком отводится в накопительный колодец. Из накопительного колодца производится периодическая откачка дренажных вод специальными машинами на вывоз( Забор воды для хозяйственных целей )
Дальнейшая часть пояснительных материалов касается в первую очередь договора водопользования под забор воды для питья.

«Отбор воды из резервуара чистой воды насосами II подъема, осуществляется с обязательным сохранением необходимого промывного объема. Управление насосами осуществляется по датчикам уровня в РЧВ и по магнитным манометрам в зависимости от давления в сети. Для заливки насосов предусмотрена установка с вакуумным насосом.
Для сбора проливов в машинном зале насосной станции предусмотрен дренажный приямок. Из дренажного приямка проливы самотеком поступают в колодец хозяйственно бытовой канализации.»Как мы видим технологический процесс забора воды должен быть описан в мельчайших деталях.

Для согласования пакета документов на договор водопользования также понадобится акт водолазного обследования, который подтвердит факт наличия рыбозащитной сетки на оголовке всасывающей трубы. Кроме того, в обязательном в пакет документов включается балансовый расчет.
Стоимость подготовки документов для забора воды составляет от 100 до 500 тысяч рублей в зависимости от сложности собираемого пакета документов.

Где заключать договор водопользования?

Договор водопользования заключается в бассейновых органах или в органе исполнительной власти субъекта в зависимости от полномочий, разделенных по водным объектам в регионе. Стоит отметить, что если договор заключается в Бассейновых органах, то получать сведения на водный объект не нужно.В качестве примера таких государственных органов можно привести Московско-Окское БВУ , как федеральный орган исполнительной власти уполномоченный заключать договоры водопользования в Московской области и Министерство Экологии Московской области , как региональный орган исполнительный власти уполномоченный заключать договор водопользования в рамках разграничения полномочий между ними.
Договор водопользования под забор воды будь то Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область или остальные регионы России по процедуре заключается однотипно , как с федеральными так и с региональными органами власти в рамках имеющихся разграничений по распоряжению водными объектами.

Зачем заключать договор водопользования?

Договор водопользования в первую очередь подтверждает законность действий под забор воды. Так же, как и пользование земельными ресурсами водопользование является платным, такая плата за пользование водными ресурсами осуществляется на основание договора в пользу государства. Отсутствие договора водопользования может повлечь привлечение к административной ответственности и более того административное приостановление деятельности вплоть до момента заключения договора водопользования. Незаконный забор воды может повлечь и более тяжкие последствия, поскольку если он не был согласован, то при аварии на сооружении к эксплуатирующей организации могут быть применены дополнительные меры ответственности .
Поэтому, если у Вас осуществляется фактическое водопользования, то рекомендуем в кратчайшие сроки заказать услуги по подготовке документов на водозабор из водного объекта.

Читайте также  Бойлерная в частном доме требования нормы

Могут ли оштрафовать за полив огорода водой из реки?

Слышали, что областные власти начали штрафовать тех, кто берет воду из рек для полива огородов. Если такой закон и принят, то он неправильный и вредный. Нас – садоводов – огромное количество. Если нужно, мы готовы обращаться куда угодно, чтобы отменить этот закон, постановление, распоряжение или какой-то иной документ, в котором предусмотрены такие меры. С. Н., поселок Дачное Кировского района Ленинградской области

От редакции. Евгений Степичев, житель деревни Онстопель Кингисеппского района Ленинградской области, собственник домика и участка 15 соток, оштрафован на 3 тысячи рублей за то, что. поливал огород водой из речки Неймы.

Все так и было. Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ленинградской области, сотрудник Юго-Западного межрайонного отдела областного комитета экологического надзора Регина Николаенко обнаружила шланг, один конец которого был опущен в речку, на другом – навинчен распылитель. Таким образом инспектор зафиксировала факт «самовольного использования водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом». И констатировала, что налицо нарушение Водного кодекса РФ.

Практически все жители деревень и садоводств, чьи дома стоят непосредственно на берегах рек и речушек (в том числе обитатели деревни Онстопель), пользуются их водой. Конечно, злоключения гражданина Степичева привлекли внимание редакции и читателей как повод понять отношение Водного кодекса и вообще государства Российского к проблеме полива частных огурцов казенной водой. А вдруг действительно теперь все дачники обязаны становиться в длинную очередь, чтобы получать платное дозволение на свои шланги, ведра и лейки?

Выяснилось главное: наше государство еще не дошло до такого идиотизма. Да и вряд ли когда-нибудь дойдет. Ибо есть в Водном кодексе ясный и всем понятный пункт 2 статьи 6, в котором сказано, что каждый гражданин имеет право пользоваться водой из водоемов общего пользования в личных и бытовых нуждах. Бесплатно. Точка.

Надо сказать, что экологический инспектор Николаенко в своем постановлении цитирует данную статью. Однако сразу вослед приводит иные статьи Водного кодекса, которые тем не менее якобы вынуждают гражданина Степичева документально оформлять право водопользования. А именно: часть 1 статьи 9 и пункт 1 части 2 статьи 11.

Заглянем в закон и удивимся. Прежде всего инспекторской фантазии, которая позволила приравнять огород в деревне Онстопель ко всему тому, что перечислено в статье 11. А там сказано, что договоры водопользования обязаны заключать те юридические и физические лица, которые используют водные объекты для: производства электроэнергии, обеспечения обороны страны и безопасности государства, сброса сточных вод, строительства гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, буровых установок (платформ) и искусственных островов, проведения дноуглубительных, взрывных и других работ, связанных с изменением дна, и т. д. и т. п. Впрочем, из оставшегося списка хочется (ради экзотики) привести еще одну строчку: договор водопользования нужен для подъема затонувших судов. Ну и где здесь морковка и петрушка?

В самом деле. Где?

Заявителем «по делу», вскрывшим факт нарушения правил пользования, оказался сосед «нарушителя» Михаил Шконда. Вернее, в ста метрах от участка Степичева располагается ферма «К(Ф)Х «Шконда», которая на 100% принадлежит одноименному гражданину (данные ресурса kartoteka.ru).

Михаил Сергеевич – человек в регионе известный не только как фермер-животновод, но и как глава Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Черт дернул Евгения Степичева выразить сомнения в законности расположения коровника такого человека в непосредственной близости от своего жилища.

– Мало приятного постоянно ощущать запах навоза и видеть дорогу, заваленную коровьими лепешками, – признал Евгений. Быть может, за слишком уж нежное обоняние он и расплатился. тремя тысячами рублей?

Обращение поступило в экологическую инспекцию 29 апреля. А 14 мая инспектор в сопровождении заявителя Шконды уже приехала из Кингисеппа на берега речки Неймы. В постановлении отмечено, что в 16.35 на огороде Степичева и был обнаружен шланг.

– Мы не ожидали никакой проверки. Никто ни о чем не предупреждал, – комментирует Евгений. – Уже потом я получил постановление за подписью Николаенко. Прочие документы, составившие дело о шланге, пришлось вытребовать. Три тысячи рублей, конечно, небольшие деньги. Но тем не менее я не думаю, что следует сидеть сложа руки. Заявление в районный суд, в котором я пытаюсь опротестовать постановление об административном правонарушении, уже подано.

Таким образом, судьба штрафа еще не определена. Закон вроде бы на стороне оштрафованного. Но вдруг Михаил Шконда знает что-то, что дало ему основания уличить соседа в нарушении правил? Тогда ему стоит предупредить все крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и кооперативы (хотя бы те, которые входят в его ассоциацию), что и они должны оформить право на пользование водой. А то непорядок получается!

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (6747) от 24.08.2020 под заголовком «Дело о шланге».

Забор воды из реки для СНТ.

Здравствуйте! Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2007 N 832): http://www.consultant.ru/online/base/?r . AW;n=73379. С 1 января 2007 года водные объекты предоставляются в пользование по договору водопользования, заключаемому согласно нормам статей 12—16 Водного кодекса (то есть в рамках договорных гражданских правоотношений), или на основании решения о предоставлении такого объекта в пользование, принимаемого Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органом местного управления. При этом договором водопользования должна предусматриваться неналоговая плата за пользование водными объектами (ст. 20 Водного кодекса). Администрирование платы по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, возложено на Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Ставки платы за пользование водными объектами, порядок ее расчета и взимания устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (в зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты). Основание — статья 20 Водного кодекса.

«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ.

Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Статья 20. Плата за пользование водным объектом

1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу ст. 8.14 КоАП РФ. Нарушение правил водопользования

Кодекс РФ об административных правонарушениях Глава 8 Статья 8.14

1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений —

Читайте также  Градостроительные нормы для строительства гаража

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Здравствуйте, Ангелина Николаевна!

Есть такое письмо:

РАЗЪЯСНЕН ПОРЯДОК УПЛАТЫ СНТ ВОДНОГО НАЛОГА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕЙ ЗАБОРА ВОДЫ ИЗ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, т.е. в рамках договорных гражданских правоотношений. Не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса .

Об этом Письмо Минфина РФ от 23.03.2011 N 03-06-05-03/1.

Согласно п. 1 ст. 333.8 гл. 25.2 »Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2007 г., нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, и Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 »О недрах» специальное и (или) особое водопользование (использование объектов с применением сооружений, технических средств и устройств) осуществляется исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществляется на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемых и заключаемых в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.), а пользование подземными водными объектами — на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 »О недрах», с указанием целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами.

На основании ст. 333.10 Кодекса налоговой базой при заборе воды признается объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, а ст. 333.9 Кодекса установлены объекты налогообложения водным налогом и закрытый перечень видов водопользования, не являющихся объектом налогообложения водным налогом.

Так, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности граждан.

Таким образом, в случае осуществления забора воды из водных объектов для целей, перечисленных в пп. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса, при условии отражения в лицензии на пользование недрами для добычи подземной воды соответствующих сведений объекта налогообложения по водному налогу не возникает и организация, являясь плательщиком водного налога, данный налог не уплачивает.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в п. 2 ст. 333.9 Кодекса, и при отсутствии в лицензии сведений о целях водопользования водный налог уплачивается в общеустановленном порядке.

Кроме того, в соответствии со ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 28.12.2009 N 380-ФЗ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2007 г. (далее — Водный кодекс), отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Так, согласно ст. ст. 9 — 11 Водного кодекса право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, т.е. в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 20 Водного кодекса за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера. В связи с этим п. 2 ст. 12 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ »О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» ст. 333.8 Кодекса дополнена пунктом , согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса .

Однако следует иметь в виду, что данные положения Водного кодекса и Кодекса относятся к пользованию поверхностными водными объектами. Что касается пользования подземными водными объектами, то после вступления в силу Водного кодекса нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании ч. 3 ст. 8 Водного кодекса право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Из письма следует, что вы должны заключить договор и вносить соответствующую плату за пользование водным объектом. Для установления размера платы за пользование, вам следует обратиться в Администрацию Томской обл. (Отдел водных ресурсов Томской обл.).

Лицензия на скважину в СНТ в 2020 году

2020 год начался с потрясений для дачников, поправки и изменения в 217-ФЗ наделали много шума, чего только стоят перевод на «безнал» и собрания в условиях пандемии (о чем читайте в наших статьях: «Оплата членских взносов в СНТ через банк по новому закону в 2020 году» и «Собрание СНТ в условиях коронавируса — изменения 217-ФЗ о заочном голосовании»).
Однако «не так страшен черт, как его малюют» и знания – главное лекарство, в подобных ситуациях. Посему, во избежание массовых волнений, в данной статье мы разберем еще одну животрепещущую тему, а именно: «Лицензия на скважину в СНТ в 2020 году».

С 1 января 2020 года вступили в силу требования о лицензировании скважин по добыче подземных вод для хозяйственно-бытовых нужд СНТ и ОНТ и тут же понеслись спекуляции со стороны недобросовестных «писак» и желающих «поднять бурю в стакане».
Граждане, склонные верить всем новостным заголовкам, побежали за валокордином, параллельно звоня соседям по дачным участкам и «процесс» был запущен.
Правда, как обычно, нагнетаемая паника была бессмысленной, поскольку в контексте скважин личного пользования новость оказалась пустышкой, но обо всем по порядку.

Какие скважины в СНТ и ОНТ подлежат обязательному лицензированию?

Итак, какие же скважины в СНТ и ОНТ подлежат обязательному лицензированию?
Заключительная часть 217-ФЗ вносит изменения в ряд законодательных актов, в частности в закон «О недрах».
Недрами является все то, что находится ниже почвенного слоя, и принадлежит данное богатство государству. Следовательно, если иное лицо захочет воспользоваться недрами, ему придется получать у государства соответствующее разрешение – лицензию.
217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит добыча подземных вод в подобных целях теперь подлежит обязательному лицензированию.
При этом в законе «О недрах» существует Статья 19, в которой давно и четко прописано, что:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м 3 /сутки), которые находятся в границах их наделов.

Поэтому не стоит путать товарищество (как объединение) с собственниками/арендаторами земельных участков в границах таких СНТ и ОНТ. В данном законе эти понятие четко разграничены и требование о лицензировании касается исключительно скважин общего пользования (скважин товарищества), а не скважин граждан (личного пользования).
Организация и использование водозаборных скважин физическими лицами – компетенция и зона ответственности центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Поэтому во избежание контроля и проверок со стороны различных курирующих служб, большинство граждан организуют у себя во дворе (при возможности, конечно) самые обычные шахтные колодцы, которые предназначены для получения подземных вод из первого от поверхности безнапорного водоносного пласта.

Читайте также  Гараж на дачном участке нормы

Как оформить лицензию на скважину в СНТ и ОНТ

В соответствии все с тем же 217-ФЗ лицензия на скважину в СНТ и ОНТ оформляется в упрощенном порядке. Т.е. в данном случае для добычи подземных вод не требуется:

  1. Геологическое изучение вод;
  2. Проведение госэкспертизы запасов;
  3. Геология участка недр;
  4. Согласование и утверждение проектной документации на проведение работ;
  5. Доказательства, что товарищества обладают профильными специалистами, финансовыми и техническими средствами для должного проведения работ.

Оформление лицензии на скважину в СНТ и ОНТ осуществляется посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган государственной власти субъекта (например, в Московской области это Министерство экологии и природопользования). Заявление также можно подать в электронном виде на региональном портале госуслуг.
Срок оформления лицензии на скважину в СНТ и ОНТ не должен превышать 60 рабочих дней.
Правда получение лицензии — процедура не бесплатная. За оформление такого разрешения придется оплатить государственную пошлину в размере 7 500 рублей. Причем оплату необходимо произвести до подачи заявления и с расчетного счета СНТ или ОНТ.

Какие документы нужны для получения лицензии на скважину в СНТ или ОНТ

Однако в процессе оформления имеются свои загвоздки, а именно комплект документов, который придется собрать и приложить к заявлению о лицензировании скважины в СНТ или ОНТ.
Для получения лицензии на скважину Вам потребуются следующие документы:

  • протокол общего собрания членов СНТ или ОНТ (копия или выписка из него) об избрании председателя и членов правления;
  • паспорт заявителя и его доверенность (если документы подает не председатель СНТ или ОНТ);
  • копия устава СНТ или ОНТ с отметкой налоговой о регистрации товарищества;
  • письмо с обязательством заключить договор на бурение скважины;
  • предложения по условиям пользования водой;
  • карта-схема расположения участка недр в масштабе 1:2500 – 1:5000;
  • расчет потребности в подземных водах;
  • паспорта существующих скважин;
  • сведения о режиме эксплуатации скважин;
  • план сетей водоснабжения, если несколько скважин объединены между собой.

При этом, стоит отметить, что комплект документов может несколько варьироваться в зависимости от региона. За получением исчерпывающего списка документов, необходимых для получения лицензии в Вашем регионе, рекомендуем обратиться в уполномоченный орган государственной власти субъекта. Размещение подобной информации возможно и на региональном портале госуслуг.

Штрафы, предусмотренные за использование скважин СНТ и ОНТ без лицензии

Использование скважин СНТ и ОНТ без оформления лицензии допускалось до конца 2019 года. Однако с 1 января 2020 года подобное явление недопустимо и считается административным правонарушением.
Так в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – «КоАП») за использование скважин в СНТ и ОНТ без лицензии предусмотрены следующие штрафы:

для граждан – от 3000 руб. до 5000 руб.;
для должностных лиц – от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
для юридических лиц – от 800 000 руб. до 1 000 000 руб.

Также КоАП предусмотрены штрафы за использование скважин СНТ и ОНТ с нарушениями условий выданной лицензии:

для граждан – от 2000 руб. до 3000 руб.;
для должностных лиц – от 20 000 руб. до 40 000 руб.;
для юридических лиц – от 300 000 руб. до 500 000 руб.

Настоятельно рекомендуем обратиться к председателю вашего СНТ или ОНТ (или членам правления) за получением информации о лицензировании скважин(-ы) общего пользования и условиях их (ее) использования. Если лицензирование до сих пор не произведено, поторопите уполномоченных лиц на проведение сих действий, в противном случае штрафов не избежать.

Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегу водоемов

Из-за пандемии COVID-19 многие стали задумываться о переезде за город. В результате спрос на загородное жилье существенно вырос — люди продолжают скупать не только готовые дома, но и участки под строительство. При этом часто предпочтения отдаются землям на берегу озер и рек.

Росреестр разъяснил, с какими ограничениями можно столкнуться при строительстве жилого дома рядом с водоемом и какие моменты необходимо учитывать.

Береговая полоса

Согласно Водному кодексу России, границей любого водного объекта принято считать береговую линию. Она определяется в зависимости от его масштаба:

  • для моря — по постоянному уровню воды или по линии максимального отлива, если уровень воды периодически меняется;
  • для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
  • для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;
  • для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Береговой полосой называют земли общего пользования вдоль береговой линии. Ее ширина составляет в среднем 20 м. Исключение — реки и ручьи протяженностью не более 10 км, их береговая полоса сужается до 5 м, говорится в разъяснениях Росреестра.

В ведомстве отмечают, что граждане вправе находиться на территории береговой полосы, передвигаться по ней, заниматься любительским рыболовством, а также причаливать к берегу. А вот приватизировать участки в пределах береговой полосы нельзя (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса). Также здесь запрещено строительство частных домов. За пределами береговой полосы водоохранной зоны уже можно купить или получить участок в аренду, в том числе для строительства, при условии соблюдения всех санитарных, водоохранных и иных требований и норм.

Водоохранная зона

В отношении водных объектов могут быть установлены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса (п. 13-14 ст. 105 Земельного кодекса), следует из материалов Росреестра. В обеих действуют особые условия использования территорий.

Водоохранная зона примыкает к береговой линии водоема. Для защиты водного объекта на этой территории действует специальный режим хозяйственной и другой деятельности. Такая деятельность не должна приводить к загрязнению, засорению, заилению водного объекта, истощению его вод, но должна способствовать сохранению среды обитания объектов животного и растительного мира, подчеркнули в ведомстве.

Ширина водоохранной зоны у моря — 500 м, а у рек или ручьев она зависит от протяженности. Так, у ручья длиной меньше 10 км водоохранная зона составляет 5 м, от 10 до 50 км — 100 м, а у реки протяженностью от 50 км и больше — 200 м. У озера с акваторией менее 0,5 кв. км ширина водоохранной зоны 50 м.

Что запрещено в границах водоохранных зон:

  1. Использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;
  2. Размещать кладбища, скотомогильники, отходы производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пункты захоронения радиоактивных отходов;
  3. Уничтожать вредные организмы при помощи авиации (сбрасывать из самолета химикаты на насекомых);
  4. Использовать транспортные средства (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки — на дорогах и в оборудованных местах с твердым покрытием;
  5. Строить и содержать АЗС и склады горюче-смазочных материалов;
  6. Хранить и применять пестициды и агрохимикаты;
  7. Сбрасывать сточные, в том числе дренажные воды;
  8. Проводить разведку и добычу полезных ископаемых (за исключением случаев, если они осуществляются пользователями недр).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых действуют дополнительные ограничения. Их ширина устанавливается в зависимости от уклона берега. Самая большая ширина прибрежной защитной полосы — у рек, озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. Она составляет 200 м.

Помимо уже обозначенных запретов, в границах прибрежных защитных полос нельзя:

  • осуществлять распашку земель;
  • размещать отвалы размываемых грунтов;
  • осуществлять выпас сельскохозяйственных животных.

Можно ли строить рядом с водоемом

Участок в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы приобрести можно. Он может входить как в состав населенного пункта, так и в состав СНТ. Возвести индивидуальный жилой или садовый дом в границах водоохранных зон также можно, но его нужно обязательно оборудовать сооружениями, которые будут защищать водный объект от загрязнения. Это канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды и т. д. Их полный перечень указан в п. 16 ст. 65 Водного кодекса.

Исключение — если открытый водоем является источником питьевой воды и возле него установлена зона санитарной охраны. На таких территориях жилищное строительство запрещается или ограничивается.

Если граждане в водоохранной зоне занимаются садоводством или огородничеством для собственных нужд и у них отсутствуют очистные сооружения или канализация, они могут использовать у себя сооружения, которые собирают сточные воды в специальные приемники из водонепроницаемых материалов. Но если речь идет об участке под индивидуальное жилищное строительство, он должен иметь либо центральную канализацию, либо индивидуальные очистные сооружения, объясняет Росреестр.