План застройки земельного участка образец нормы

План застройки земельного участка — образец и особенности составления, нормы правового регулирования

Для возведения на своей земле законных построек требуется иметь на руках соответствующее разрешение. Его получение невозможно без предоставления в уполномоченный муниципальный орган ряда документов, в их числе, и схема планировочной организации земельных участков (СПОЗУ).

Ее также называют планом застройки земельного участка, который должен быть оформлен по корректному образцу и соответствовать нормам. Особенности этого документа рассмотрим далее.

Когда требуется разрешение на постройку частного дома?

Зачем нужно разрешение на постройку частного дома?

Для того, чтобы построить собственный дом потребуется поучение соответствующего разрешения.

Об этом говорится в Градостроительном кодексе (ГРК РФ). Статьей 51 указанного кодекса дается определение разрешению, описывается порядок и отдельные нюансы его получения.

Отметим, что оно требуется именно при постройке объектов, отвечающих признакам капитальности.

Капремонт этих объектов, а также возведение хозяйственных (вспомогательных) сооружений никаких разрешений (гаражей, сараев, бань) не требует. Они также не нужны при возведении домов на дачных и садовых землях.

Если участок выделен именно для жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, то получить на официальное разрешение придется.

Фактически разрешение представляет собой документ, удостоверяющий соответствие подготовленного проекта строительства существующим градостроительным правилам, регламентам, разработкам планировки и межевания данной территории.

Возведение построек, не отвечающих этим требованиям, законом не допускается. Дома, возведенные без получения разрешений, считаются самовольно возведенными постройками. Как правило, такие строения подлежат сносу.

Как его получить?

Итак, для возведения частных домов на законных основаниях, требует разрешение. Обычно получить его можно в одном из отделов администрации (градостроительном и т. п.) по месту нахождения участка, выделенного под строительство.

Во многих городах сегодня действуют многофункциональные центры услуг, через которые также можно подать соответствующее заявление. Подойдет для этой цели и портал для предоставления госуслуг.

Выдача разрешительного документа осуществляется после рассмотрения следующих бумаг:

  • заявления;
  • документов о правах на землю;
  • плана земельного участка;
  • схемы планировочной организации участка (СПОЗУ);
  • проектной документации.

Рассмотрение осуществляется в течение семи дней. По итогам выдается или не выдается требуемое разрешение. При отказе заявителю должен предоставляться документ с указанием мотивов такого решения. Он может быть обжалован заявителем через суд.

Из всего представленного выше списка большую часть вопросов вызывает СПОЗУ. Поэтому далее рассмотрим подробнее, что это и где его взять.

СПОЗУ ­– что это?

Что такое СПОЗУ?

Как следует из названия самого документа, он представляет собой, прежде всего, схему, т. е. документ с графическим содержанием. Хотя текстовая часть в нем также имеется.

На этой схеме застройки изображается планируемое расположение на участке различных объектов. Если на нем уже имеются какие-либо постройки, то они также включаются в план.

Учитывается расположение не только различных сооружений, но и коммуникаций.

При этом располагаться объекты должны не только как пожелает владелец участка, но в соответствии с действующими градостроительными, санитарными, противопожарными требованиями (нормами).

Составление СПОЗУ требуется перед началом строительства, при внесении изменений в первоначальный проект, при реконструкции имеющихся объектов.

По содержанию предоставленного плана уполномоченные органы будут решать вопрос о соответствии будущих построек установленным нормам.

При подготовке планов необходимо руководствоваться положениями ГрК РФ, Постановления Правительства РФ№ 87 от 16.02.2008, Приказа Минрегиона РФ от 02.04.2009 N 108 о составе и разделах проектной документации.

План застройки земельного участка — образец и нормы

Этот документ содержит титульный лист, графическую и текстовую части, необходимые приложения. Выполняется схема на листах формата А3 или А4 от руки или с помощью специальных программ. В СПОЗУ должна содержаться следующая текстовая информация:

  • о номере, адресе, границах и размере застраиваемого участка;
  • расположении планируемых и уже имеющихся объектов;
  • их технических характеристиках;
  • площади застройки;
  • имеющихся инженерных коммуникациях на участке;
  • используемых условных обозначениях;
  • сведениях о лице, выполнившем работу.

Для частных домов на схеме указываются также следующие сведения: их площадь, этажность, площадь застройки, материалы, из которых изготовлены его стены.

В графической части плана содержатся:

  • схема расположения самого земельного участка;
  • размещение планируемых к постройке (имеющихся) объектов;
  • размещение инженерных сетей и коммуникаций;
  • тип ограждений;
  • зонирование участка;
  • проходы (проезды) к объектам на участке;
  • решения по благоустройству участка.

При этом на схемах обозначаются границы самого участка, границы разрешенного (допустимого) расположения дома (иных объектов), охранные линии инженерных коммуникаций.

Для разработки плана застройки специалистам требуется изучить все имеющиеся документы на участок. В их число входят правоустанавливающая документация, ГПЗУ (градостроительный план участка), кадастровые документы на землю и строения (при наличии), копия межевого плана (дела), результаты топографической съемки (при наличии), проектные документы на дом (строения).

Для более полного представления об этом документе ниже подставлен его образец.

Кто занимается подготовкой СПОЗУ?

Где готовят СПОЗУ?

Следует отметить, что для граждан допускается и самостоятельное составление таких схем.

При этом можно составлять СПОЗУ даже от руки. Главное, чтобы все обозначения были четкими и читаемыми, а сам документ соответствовал требованиям законов, сведениям ГПЗУ.

Однако лицам без специального образования и соответствующего опыта сложно сориентироваться во всех нюансах ее составления. А допущенные ошибки могут повлечь отказ в выдаче разрешения на постройку дома.

Поэтому лучше заказать подготовку этого документы специалистам. Такая работа выполняется специальными отделами местных администраций или частными проектными компаниями. Лицензия на ее выполнение обычно не требуется.

Исключения составляют ситуации планирования объектов, которые могут представлять некую опасность для окружающих.

Выбор таких проектных компаний достаточно велик. Поэтому найти подходящую можно, изучив условия выполнения работ, их стоимость, отзывы о работах. Силу будет иметь любой составленный правильно документ независимо от того, кто его делал.

Как заказать СПОЗУ?

Для того, чтобы получить СПОЗУ необходимо обратиться в выбранную организацию с соответствующим заявлением (заявкой). Кроме этого понадобится предоставить специалисту ряд документов:

  • о правах на данный участок земли (договоры, свидетельства о регистрации, иные документы);
  • паспорт (иной документ о личности) заявителя;
  • подготовленный на участок генплан;
  • кадастровые документы на землю и имеющиеся строения;
  • межевые документы (план, дело)
  • материалы топографической съемки или подоснова;
  • эскизы проекта дома.

Дальнейшую работу специалист осуществляет на основании полученных документов и договора на выполнение работ.

Получив все нужные документы, специалист осуществляет подготовку СПОЗУ. Готовый документ передается заказчику для предоставления в администрацию города. Вместе с передачей СПОЗУ заказчиком подписывается и акт выполненных работ.

Во многих частных фирмах заказ плана застройки можно сделать не только в офисе, но и по телефону или путем оставления заявки на сайте компании.

Сроки и стоимость

Сколько стоит СПОЗУ?

Для опытных специалистов при наличии всей необходимой документации составление СПОЗУ не составит большого труда.

Срок выполнения работ устанавливается в каждой фирме самостоятельно. Он может составлять несколько дней или недель в зависимости от объема работ специалиста, предоставленных заказчиком сведений.

Стоимость подобных услуг может варьироваться в зависимости от региона и исполнителя работ.

В среднем она составляет от трех до пяти тысяч рублей. Порядок оплаты обговаривается заказчиком при заключении договора с сотрудником проектной фирмы.

Лицам, желающим возвести собственный дом, понадобится собрать требуемый список разрешений и документов. В их число входит и план застройки участков (СПОЗУ). Без его оформления не удастся получить нужное для строительства разрешение.

Однако для его получения подойдут только правильно составленные и оформленные схемы организации земельных участков. СПОЗУ могут делать и сами собственники земельных наделов, но лучше поручить ее разработку специалистам.

Как делать генплан участка с домом? В данном видео вы также можете узнать как сделать схему генерального плана участка (генплан):

План застройки земельного участка образец нормы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 марта 2019 г. № 153/пр “Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома”

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 т. N 1578 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды» приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Министр В.В. Якушев

Утверждены
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 07 марта 2019 г. N 153/пр

Методические рекомендации
по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (далее также — образуемые земельные участки), разработаны в целях оказания методологического содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления при проведении работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и которые не были образованы ранее.

2. В целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия:

1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

2) провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) (далее — кадастровые работы);

3) представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее — орган регистрации прав) прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

3. С учетом требований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», определение местоположения границ земельных участков, занятых многоквартирными домами, рекомендуется осуществлять в рамках подготовки проекта межевания территории.

4. Определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется осуществлять при образовании такого земельного участка с учетом следующих особенностей:

1) под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок;

2) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах;

3) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка;

4) при определении границ образуемого земельного участка рекомендуется учитывать, что данный земельный участок, а также смежные с ним земельные участки должны отвечать требованиям статьи 11 Земельного кодекса;

5) в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования.

5. Размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из:

1) площади многоквартирного дома, то есть суммарной общей площади всех квартир в таком доме, площади всех нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в таком доме;

Читайте также  Нормы установки унитаза расстояние

2) территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного дома, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам;

3) плотности застройки элемента планировочной структуры, в границах которого расположен соответствующий многоквартирный дом,

4) наличия на прилегающей к многоквартирному дому территории элементов благоустройства, созданных при финансовом участии собственников помещений в многоквартирном доме в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», с учетом утвержденного органами местного самоуправления дизайн-проекта благоустройства дворовой территории.

6. При образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. В границы такого земельного участка целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.

7. При образовании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, рекомендуется учитывать будущее градостроительное развитие территорий, на которых расположены многоквартирные дома, определенное в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и иных документах, определяющих направления развития соответствующей территории, а также результаты инвентаризации дворовых территорий, проведенной в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

8. Образование земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах территорий, на которых в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, в том числе развитию застроенных территорий, комплексному развитию территорий по инициативе их правообладателей или органов местного самоуправления, рекомендуется осуществлять на основании утвержденного в отношении такой территории проекта межевания и (или) проекта планировки территории в рамках осуществления деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством.

9. Образование земельных участков под многоквартирными домами, включенными в региональные и (или) муниципальные программы, направленные на переселение граждан из признанных аварийными многоквартирных домов, рекомендуется осуществлять по границе (контуру) признанного аварийным многоквартирного дома по истечении срока, установленного органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для осуществления собственниками помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции.

10. Образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности, рекомендуется осуществлять федеральным органам исполнительной власти; из земель или земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, — исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органам местного самоуправления; из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, — органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками (далее — уполномоченные органы).

11. Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

12. Рекомендуется учитывать, что со дня осуществления государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в составе общего имущества в таком доме в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Необходимость проведения отдельной государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок не предусмотрена законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

13. В целях организации проведения образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется утвердить график выполнения соответствующих мероприятий, в котором рекомендуется определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.

14. В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию.

Обзор документа

Минтруд разработал методические рекомендации по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (МКД).

Органы госвласти и местного самоуправления составляют и утверждают проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка под МКД. Также они подают в Росреестр документы для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.

Основные правила планировки размещения строений на загородном участке

После приобретения загородного земельного участка перед каждым собственником непременно встает вопрос планировки размещения на нем строений и иных объектов. Необходимо решить, где именно будут расположены дома, хозяйственные постройки, строения вспомогательного назначения, деревья, кустарники, забор и т. д. Важно не только разместить на земельном участке объекты так, чтобы в дальнейшем максимально эффективно использовать территорию, но и сделать это в соответствии со стандартами планировки.

Cтандарты введены в целях обеспечения соблюдения требований пожарной и санитарной безопасности, а также защиты прав и законных интересов третьих лиц. Одним из часто встречающихся нарушений стандартов планировки при возведении построек является несоблюдение минимально разрешенных расстояний от объектов до границ земельных участков, проездов и улиц – красных линий, а также иных строений. В рамках данной статьи мы и поговорим о дистанциях, предусмотренных стандартами, а также обозначим риски, возникающие вследствие несоблюдения этих требований.

Стандарты планировки для загородных участков утверждены в СП 53.13330.2011. «Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», а также в СП 30-102-99. «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». Данные правила устанавливают минимальные противопожарные расстояния между крайними жилыми строениями и группами жилых строений на соседних участках. В данном случае лицо, планирующее возводить жилое строение, должно планировать место его расположения, исходя из того, где расположены жилые строения соседей. Ниже в таблице указаны минимальные значения необходимых дистанций в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций жилых строений:

Материалы несущих и ограждающих конструкций

Камень, бетон, железобетон и другие негорючие материалы

То же, с деревянными перекрытиями и покрытиями, защищенными негорючими и трудногорючими материалами

Древесина, каркасные ограждающие конструкции из негорючих, трудногорючих и горючих материалов

Также нужно учитывать, что жилое строение не должно располагаться ближе, чем на 5 метров от границы улицы, от границы проезда – на 3 метра, а расстояние от хозяйственных построек до границ начала улицы и проездов должно быть не менее 5 метров.

Под улицей следует понимать территорию общего пользования, предназначенную для движения транспорта и пешеходов, включающую двухполосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы. Проезд, в отличие от улицы, подразумевает однополосную проезжую часть.

Стандарты также предусматривают следующие минимальные расстояния до границы соседнего участка:

  • жилого строения (или дома) – 3 метра;
  • постройки для содержания мелкого скота и птицы – 4 метра;
  • других построек – 1 метр;
  • стволов высокорослых деревьев – 4 метра, а среднерослых – 2 метра;
  • кустарника – 1 метр.

Важно отметить, что расстояние между жилым строением, хозяйственными постройками и границей соседнего участка измеряется от цоколя или от стены постройки лишь в том случае, если элементы дома и постройки (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах, и др.). При планировании нового здания важно заблаговременно учесть данные обстоятельства.

Также не стоит забывать, что при возведении на участке хозяйственных построек на расстоянии одного метра от границы соседнего участка скат крыши следует проектировать таким образом, чтобы сток дождевой воды не был направлен на соседний участок.

Что касается санитарно-бытовых помещений, расстояния между постройками, расположенными на смежных земельных участках, должны быть:

  • от жилого строения до душевой кабины, бани (сауны), уборной – не менее 8 метров;
  • от колодца до уборной и компостного устройства – не менее 8 метров.

В случае примыкания хозяйственных построек к жилому строению расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждого объекта блокировки, например:

  • дом-гараж (от дома – не менее 3 метров, от гаража – не менее 1 метра);
  • дом-постройка для скота и птицы (от дома – не менее 3 метров, от постройки для скота и птицы – не менее 4 метров).

Что касается гаражей для автомобилей, то они могут быть отдельно стоящими, встроенными или пристроенными к жилому строению и хозяйственным постройкам. По согласованию с правлением садоводческого, дачного объединения навес или гараж для автомобиля может размещаться на участке, непосредственно примыкая к ограде со стороны улицы или проезда.

Фото Дениса Яковлева, Кублог

Стоит отметить, что на садовых, дачных участках площадью 0,06–0,12 га под строения, отмостки, дорожки и площадки с твердым покрытием следует отводить не более 30% территории.

Последним ограничением на садовых участках является высота забора, а также требования к его светопропускной способности. Сводами правил установлено, что высота забора может быть не более 1,5 метров, и при этом он должен пропускать не менее 50% света. Требования можно соблюсти, например, с помощью использования сетки Рабица. В то же время по согласованию с собственниками смежных земельных участков может быть установлен более высокий забор с применением светонепропускаемых материалов. Во избежание возможных споров с соседями в случае, если они в будущем изменят свое решение, подобные договоренности следует оформлять в письменном виде.

Теперь, когда мы обозначили все ограничения по дистанциям, предусмотренным стандартами планировки, поговорим о рисках – какие меры ответственности предусмотрены за несоблюдение установленных правил.

Во-первых, нарушение стандартов планировки может повлечь за собой административную ответственность. Статья 9.4 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Во-вторых, нарушение стандартов планировки может повлечь признание постройки объектом самовольного строительства (ст. 222 ГК РФ) с последующим ее сносом. В суде при этом нужно будет доказать, что нарушение стандартов планировки повлекло причинение ущерба третьему лицу или объект, возведенный с нарушением правил планировки, создает угрозу жизни и здоровью человека. Чаще всего споры возникают из-за возведения на границе со смежным земельным участком высоких строений – зданий или заборов, вследствие чего на части соседнего земельного участка создается постоянная тень, пагубно влияющая на урожай или не позволяющая комфортно пользоваться жилым строением (помещение плохо освещается в светлое время суток). Подобных неудобств, доставляемых владельцу соседнего земельного участка, вполне достаточно для сноса объектов, которые их доставляют. Так, Самарский областной суд в своем апелляционном определении от 20.10.2015 г. по делу № 33-11575/2015 занял сторону истца, оставив без изменений решение Промышленного районного суда г. Самары от 31.10.2013 г. Данным актом суд обязал ответчика снести сплошной деревянный забор высотой от 3,5 метра до 4,5 метра и заменить его на сетчатый высотой 1,5 метра, мотивируя это тем, что возведенное ответчиком ограждение создает на участке истца тень, что делает невозможным использование истцом своего земельного участка по назначению – для выращивания растений.

Читайте также  Нормы установки газового котла в деревянном доме

Соблюдая вышеуказанные стандарты планировки расположения на земельном участке строений и иных объектов, вы сможете исключить риски привлечения вас к административной ответственности и сохранить не только возведенные объекты, но и хорошие отношения с соседями, что тоже немаловажно.

План застройки земельного участка образец нормы

Обустройство земельного участка требует значительных временных, физических и финансовых затрат. Отдельное место занимает расположение построек на участке, ведь здесь следует учитывать множество факторов. Все сооружения на территории могут быть размещены исключительно согласно действующим требованиям по строительству. Знать список нормативных документов, регулирующий вопросы застройки принадлежащей Вам территории, необходимо заранее.

Общие требования к размещению построек на земельном участке.
Федеральные и местные правила застройки должны учитываться во всех критериях строительства: количество этажей, площадь, размеры, расстояния, инженерное оборудование, освещенность и пр. Площадь застройки регулируется с учетом от размера земельной территории, а также структуры района, типа сооружений, окружающих участок, рельефа местности и т.д. Установленные по периметру территории ограждения не должны пересекать «красную линию», т.е. границу, разделяющую дорогу (проезжу часть) и площадь застройки. Границы одного земельного пространства могут иметь ограждения в 1,5м высотой, созданные из сетчатого или решетчатого материалов. Использование каких-либо других материалов для отделения границ возможно только с разрешения и общего согласия соседей. Со стороны проезжей части можно оградить участок забором из любого материала, высотой не более 2 м. Расстояние от черты территории соседей до любого сооружения на Вашем участке должно составлять минимум 1м. Идеальным соотношением считается дистанция в 1,5-2м. Строения могут размещаться на расстоянии меньшем от положенной нормы только в случае отдельного письменного согласия соседей. Дистанции между постройками на одной землевладении соблюдаются на усмотрение владельца участка, так как в нормативных документах подобные указания имеют исключительно рекомендательный характер.
Что нужно для строительства сооружений на участке?
Строительство в пределах одного владения осуществляется согласно генеральному проекту застройки. Этот проект создается и утверждает в административном порядке. В лучшем случае – данная схема будет содержать расположение жилого объекта и всех хозяйственных сооружений, а также их описание. Однако, в настоящее время все активнее распространяется практика утверждения плана при наличии условий размещения только жилого объекта. Все хозяйственные блоки, включая гараж, уборную, душевую, баню и растительные участки располагаются на усмотрение владельца.
Для получения разрешения на строительство и утверждения проекта застройки, прежде всего, следует написать заявление, приложив к нему перечень необходимых документов, а именно:

— документ, удостоверяющий Ваши права на владение или аренду указанного участка

— генеральный план застройки

— постановление главы администрации о предоставлении данного земельного участка под ИЖС

— акт об установлении границ участка, красных линий и осей постройки.
После рассмотрения Вашего пакета документов, глава администрации должен дать разрешение на строительство. Затем будет составлен паспорт проекта частного жилого владения, который помимо вышеуказанного разрешения будет содержать:

— право владения данным земельным участком

— технические условия соединения построек с инженерными сетями

— акт об установлении границ участка, красных линий и осей постройки.
Помимо этого оформляется отдельный пакет документов, именуемый проектом индивидуального частного дома.
Нормативы расположения построек на участке.
Размещение построек на земельном участке основывается на определенной юридической базе. Существует ряд документов, который координирует этот вопрос. Все требования, рекомендации и указания по размещению построек любого вида на одном участке содержаться в строительных нормах и правилах РФ (СНиП). Правила размещения строений на территории участка также регулируются государственными санитарно-бытовыми нормами, актами и распоряжениями локальных властей и собственников. Расстояния между различными строениями, в том числе и относительно границ участка, также регламентируются данным сводом документов.
Перечень документов, с которыми необходимо ознакомиться перед началом строительства или при покупке участка с уже имеющимися сооружениями:

— Организация строительства (СНиП 12-01-2004),

— Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (СНиП 30-02-97),

— Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства (СП 30-102-99).
Документы «Основные нормы проектирования территорий с застройкой различных категорий» и «Положения о садово-дачном и индивидуальном строительстве» регламентируют порядок размещения построек на участке, устанавливают санитарные и технические требования к планировке и застройке участка, регулируют непосредственно строительные работы. Эти документы содержат правила и рекомендации по расположению построек на земельном участке согласно технических и санитарных норм, правил пожарной безопасности и пр.
Правила расположения жилых построек на участке.
Согласно вышеперечисленным документам жилое помещение должно находиться на расстоянии не менее 5 м от «красной линии» и в отступе не менее 3м от жилых улиц.

С учетом правил пожарной безопасности, жилые дома на смежных участках должны находиться на безопасной дистанции, которая составляет 6-15 м. Эта разница зависит от уровня огнеустойчивости построек. От каменного жилого объекта до соседнего каменного дома должно быть расстояние, равное 6 м. От каменного жилого объекта на Вашем участке до деревянной постройки на смежном участке необходимо расстояние, равное 8-10 м. Если Ваш земельный участок находится на востоке, западе или юге по отношению к соседскому, то минимальная дистанция между жилыми постройками на земельных территориях должна быть равной высоте строения, включая крышу. Деревянные дома на смежных участках должны иметь расстояние междудруг другом, равное 10-15 м.

Настоятельно рекомендуется организовывать на участке расположение построек жилого назначения, учитывая промежутки в 1-1,5 м от забора до стены. Данное назначение необходимо для общего удобства эксплуатации дома и ремонтных работ. Если крыша сооружения выступает более, чем на 0,5 м, все замеры осуществляются не от стены или цоколя, а от крыши или ее проекции. Это касается как жилых, так и хозяйственных объектов. Также следует уделить внимание выводу сток дождевых вод. Жилой объект должен располагаться как минимум в 8 метрах от сауны, бани или душевой.
Нормы расположения хозяйственных построек.
Любые хозяйственные постройки рекомендуется размещать в глубине земельного участка. По отношению ктакого рода объектам также действует определенный регламент расстояний территории должно быть равным 1 м. Хозяйственные постройки также должны располагаться на расстоянии от 5 м от проезжей часть улицы. Нет каких-либо указаний против расположения хозяйственных построек рядом с жилым домом на Вашем землевладении. Если Вы хотите, например, спроектировать гараж, примыкающий к жилой постройке, так, чтобы ворота выходили на улицу, следует учитывать такие же расстояния до «красной линии», как и при постройке жилого объекта. На участке также разрешено проектировать уборные без канализации, с учетом размещения выгреба с гидроизоляцией с северной стороны данной постройки. Уборная на Вашем участке должна находиться на расстоянии от 12 м от сооружений на соседней территории.
Строения для содержания живности могут также присутствовать на земельном участке. Их можно пристраивать к жилым или прочим хозяйственным помещениям с соблюдением тех же требований, что и для жилых построек, при условии, что между жилым помещением и данной пристройкой будет как минимум три подсобных помещения. Высота сооружения для домашней птицы или скота не может быть меньше 2,4 м.
В качестве рекомендации также существует регламент расстояний для колодцев: он должен быть размещен на расстоянии 8 м от уборной или компостного устройства.

По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка

Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).

Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.

На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.

Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).

В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.

Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.

Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.

Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».

И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь. Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.

Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.

В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.

Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.

Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.

В связи с этим должны быть весьма четко и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.

Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.

Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

Читайте также  Нормы расположения мусорных контейнеров в частном секторе

Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.

Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.

И хотя содержание ст. 56 Земельного кодекса тоже далеко от совершенства, поскольку норма содержит не исчерпывающий перечень ограничений, а включает туманную отсылочную формулировку об «иных ограничениях использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами», которая может толковаться сколь угодно широко, данная норма оперирует более конкретным, чем в ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса, понятием — ограничение прав. Представляется, что после выдачи ГПЗУ на застройщика может быть возложен только риск, связанный с возникновением тех ограничений, которые обусловлены установлением режима зон с особыми условиями использования. Исчерпывающий перечень таких зон определен в ст. 105 Земельного кодекса. Необходимость их установления определяется не усмотрением органов власти и их представлением о должном градостроительном облике подведомственной им территории, а необходимостью защиты публично значимых интересов таких, как жизнь и здоровье граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия и др. И вот риск возникновения таких ограничений прав может быть возложен на застройщика. Можно предположить, что застройщик, выбирая площадку для будущего строительства, должен проявить достаточную степень осмотрительности, чтобы предвидеть возникновение подобных ситуаций. Кроме того, для тех случаев, когда зоны с особыми условиями исключают и ограничивают возможность застройки, Земельный кодекс предусматривает механизм компенсации убытков, причиненных установлением таких зон (ст. 57.1 Земельного кодекса). Таким образом, возложение на Застройщика риска невозможности получения разрешения на строительство по причине возникновения на участке застройки режима зон с особыми условиями использования будет компенсироваться правом на возмещение понесенных в результате возникновения такой невозможности убытков.

Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.

СПОЗУ: что это такое и как сделать самому

Тенденция к возведению индивидуальных жилых домов с каждым годом развивается. Но, приобретя земельный надел, на котором планируется развернуть работы по возведению капитального строения для постоянного проживания, нужно знать порядок получения разрешительной документации. Порой этот период занимает больше времени, чем само строительство.

Разрешение на постройку индивидуального жилого дома на земле под ИЖС является обязательным условием в 2021 году, иначе объект будет считаться самовольной застройкой. Тогда собственника могут обязать снести его.

Что такое СПОЗУ для ИЖС?

СПОЗУ (расшифровка — схема планировочной организации земельного участка) — это документ, представляющий собой графическое изображение и текстовое пояснение технической информации, необходимой для оформления разрешительных бумаг на возведение капитального жилого строения. Планируемый объект на схеме изображается в пределах участка с указанием наличия всех необходимых инженерных коммуникаций.

Нормативная база для составления СПОЗУ отражена в Постановлении Правительства РФ от 2008 года № 87.

Требования к СПОЗУ в 2021 году

Внешний образ схемы представляет собой нанесенные на бумажный лист капитальные объекты с расположением их на участке земли, или планируемые к возведению. Схематически изображаются также места, где будут подведены коммуникаций и пути подъезда.

К составлению СПОЗУ предъявляются требования, аналогичные градостроительному плану. Потому он является основой для выполнения схемы конкретного участка и необходим к получению до ее разработки. Заказать градостроительный план территории (ГПЗУ) можно в органе местной власти (администрации) по месту расположения участка земли. Документ содержит следующие сведения:

  • разрешенное использование надела;
  • градостроительный регламент;
  • техническая возможность и условия подключения к коммуникациям и инженерным сетям капитального строения;
  • требования к капитальному жилому строению с указанием его параметров и размещения;
  • чертеж плана земельного участка.

Все перечисленные данные служат базой для оформления СПОЗУ. Чтобы проще было вычерчивать схему, за основу лучше использовать градостроительный план, взятый в определенном масштабе (1:500), или топографические съемки участка земли.

При создании планировочной схемы организации земельного участка для целей получения разрешительных документов на строительство частного дома следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • чертеж наносится на лист формата А3 или А4 при помощи средств компьютерной техники или от руки;
  • пояснения и обозначения в виде текста выполняются печатным шрифтом, буквы читаемыми однозначно;
  • исправление и помарки в тексте не допускаются или заверяются должным образом. В случае обнаружения ошибочного текста, он зачеркивается, рядом указываются правдивые данные, которые заверяются надписью «Исправленному верить» и подписью исполнителя.

Форма, структура, содержание схемы

Документ состоит из двух частей: схематической и описательной. Рассмотрим каждую более детально.

1. Схематическая (или графическая) часть. В ней содержатся:

  • границы участка земли, соответствующие межеванию и кадастровому учету;
  • контуры и точные габариты планируемого объекта капитального строительства с точным расположением в границах участка без внутренних обозначений;
  • если на территории надела уже имеются строения, их наносят на схему, сюда же относятся объекты под снос с соответствующими обозначениями;
  • границы охраняемых территорий, водоохранных зон, охранных зон коммуникаций и инженерных сетей и т.д., одним словом, особых зон использования, что соответствует градостроительному плану. Здесь же обозначается территория действия публичного сервитута.
  • схема расположения инженерных сетей с обозначением возможности и мест, где будет осуществляться подключение капитального строения.

2. Текстовая (описательная) часть. Рекомендовано следующее содержание:

  • характеристики участка земли с полным описанием;
  • технические и экономические данные по организации надела и его застройки с учетом планируемого строительства, сноса имеющихся объектов или их реконструкции;
  • характеристики частного жилого дома по проекту (в соответствии с разрешением на строительство);
  • описание планируемых работ по благоустройству;
  • для производственных зданий – обоснование размещения всех зданий, транспортных схем для осуществления подъезда к помещениям и грузоперевозок.

При указании характеристик застройки участка земли и проектируемого ИЖС придерживаются следующих обязательных параметров, которые должны быть отражены:

  • этажность жилого дома с учетом подземной и наземной частей (сюда входят цокольное помещение, если верхнее перекрытие возвышается над уровнем земли на 2 м и более, этажи над землей, мансарда и т.д.);
  • высота дома, которая замеряется от двух точек: отмостки и конька крыши, без учета высоты труб и иных выступающих частей;
  • площадь ИЖС по внешней границе здания с учетом всех выступающих деталей (терраса, крыльцо, гараж и т.д.);
  • коэффициент или процент застройки, который вычисляется путем соотношения площади проектируемого объекта к площади надела;
  • общая площадь частного дома, суммируемая внутренняя площадь помещений с учетом лестничных маршей и площадок, балконов, лоджий, веранд и т.д.

Готовая схема утверждается владельцем участка земли или уполномоченным лицом по соответствующей доверенности.

Как сделать схему планировочной организации земельного участка самому

Документ можно составить самостоятельно, взяв за образец любой, находящийся в сети интернет. Но как бы он ни был приближен к вашему случаю, придется затратить немало времени и усилий, чтобы максимально соблюсти все требования.

Особых ограничений по тому, кто может оформить СПОЗУ, в законодательстве нет. Значит, вправе сделать ее самостоятельно любое физическое или юридическое лицо, обладающее определенными навыками.

В Градостроительном кодексе РФ говорится, что застройщик может сделать схему применительно к объектам ИЖС по собственной инициативе. Но получить разрешающие строительство документы без нее невозможно. Поэтому СПОЗУ вычерчивать придется и это сделать может сам собственник участка с соблюдением всех утвержденных градостроительных норм.

Для оформления графической части схемы потребуется иметь знания и навык черчения или работы в графических программных редакторах. Помимо этого рекомендуется изучить несколько образцов для наглядного представления о том, как они должны выглядеть. Следует помнить, что этот документ должен отвечать определенным стандартам и требованиям, а также соответствовать градостроительному плану земельного надела. Если они не будут соблюдены, то администрация вправе выдать отказ в предоставлении разрешения на осуществление возведения строения.

Цена СПОЗУ. Отметим, что все требования, предъявляемые к схеме, довольно сложно понять простому обывателю. Профессионалы же, за плечами которых имеется опыт составления таких документов, справляются с задачей качественно и быстро. Но их работа стоит определенных денег от 3500 рублей.

Если вы приняли решение вычертить СПОЗУ самостоятельно, то придерживайтесь небольшой инструкции:

  1. За основу берется чертеж из градостроительного плана, его можно привести к требуемому формату и масштабу.
  2. Границы участка сделайте толщиной 0,3 мм и укажите, что ограждение совпадает с границей участка.
  3. На чертеже должны быть обозначены границы территории, в пределах которой можно осуществлять застройку. Ее нужно нанести штрихпунктирной линией с отступом от границ участка в 3 метра, а от основного подъезда в 5 метров.
  4. Будущий жилой дом наносится на чертеж жирной линией толщиной 7 мм.
  5. Параметры дома по выступающим элементам сопровождаются выносками.

Это самый простой вариант исполнения чертежа, к которому необходимо составить грамотное технико-экономическое описание. Поскольку разрешение на возведение хозяйственных построек не требуется, их на план можно не наносить.

Образец схемы СПОЗУ 2021 года

Схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.

Для наглядности мы подготовили набор схем, которые можете скачать — здесь.

Шаблон пояснительной записки СПОЗУ по ГОСТу: скачать в формате Word

Программы

Вычертить схематическую часть документа можно в любом графическом редакторе, предварительно отсканировав градостроительный план.

Зачастую используется АРГО (Программный комплекс для кадастровых инженеров) чертеж с понятным интерфейсом, куда можно загрузить с сайта Росреестра кадастровый план территории и произвести необходимые действия по оформлению СПОЗУ.

Программа платная, но имеется ознакомительная версия на 60 дней.

Если не удается самостоятельно сделать СПОЗУ, можно обратиться в проектировочную компанию и заключить договор оказания услуги. Для этого потребуется предоставить специалистам необходимую информацию, содержащуюся в официальных документах на участок земли, эскизный план дома и заявление. Стоимость изготовления схемы и описания зависит от тарифов организации по оказанию услуги.

Только после получения документа можно приступать к процедуре получения разрешения на строительство и возведение жилого дома.

СПОЗУ: Что это? Как подать самому? Как не попасться жуликам – архитекторам?

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам: