Переход между зданиями нормы проектирования

Переход между зданиями нормы проектирования

Письмом руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 июля 2018 года

№ 43-5040-19 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) требует взять под личный контроль организацию работы органов местного самоуправления, экспертизы проектов и строительного надзора в части обеспечения доступа пожарно-спасательных подразделении, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, содержанию разворотных и специальных площадок, предназначенных для работы пожарных и спасателей.

Предлагаем обзор требований пожарной безопасности обеспечивающих выполнение поставленных задач.

В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности включает с себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии со статьей 63, 90 технического регламента в качестве первичных мер обеспечения системы противопожарной защиты предусматривается обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, устройство к зданиям и сооружениям пожарных проездов, подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Требования к устройству проездов и подъездов к зданиям и сооружениям регламентируются разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

Класс функциональной пожарной опасности определяется в соответствии со статьей 32 технического регламента.

8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;

— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:

— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;

— двусторонней ориентации квартир или помещений;

— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.

8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;

для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.

8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.

8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.

Обращаем внимание, что Правилами противопожарного режима в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственность за исправное состояние дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам возложена на руководителя организации.

При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

У въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан вывешиваются схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.

В каких случаях переход между зданиями можно рассматривать как путь эвакуации?

Между двумя зданиями (классов функциональной пожарной опасности Ф4.3 и Ф3.1) имеется надземная галерея (в уровне 2-го этажа). Из этой галереи есть лестница 3-го типа, которая раньше (до строительства галереи) являлась эвакуационным выходом одного из зданий.

Подскажите, пожалуйста, будет ли теперь выход из здания в надземную галерею и на лестницу 3-го типа удовлетворять требованиям ст.89 N 123-ФЗ , т.е. будет ли он являться эвакуационным выходом?

Ведь согласно п.3 ст.89 N 123-ФЗ «К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут из помещений любого этажа, кроме первого в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа». Можно ли рассматривать галерею, как коридор?

Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно- технического обеспечения и системы инженерно технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (п.6 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ).

Исходя из анализа п.5.4.19 , раздела 6 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (ред. от 23.10.2013), возможно, сделать вывод о том, что переходы между зданиями (корпусами) являются частью зданий.

Исходя из анализа п.5.4.19 , раздела 6 СП 2.13130.2012 , возможно, сделать вывод о том, что переход между зданиями различного класса функциональной пожарной опасности необходимо относить именно к тому зданию, от которого данный переход *не отделяется противопожарной преградой.

В соответствии с п.5.4.19 СП 2.13130.2012 для зданий различного класса функциональной пожарной опасности, соединенных переходами, одну из стен зданий, в местах примыкания к ним переходов и тоннелей, следует предусматривать в виде противопожарных преград согласно положениям СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 18.07.2013).

Исходя из анализа ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 03.07.2016), возможно, сделать вывод о том, что каждое самостоятельное отдельно стоящее здание (сооружение) должно иметь самостоятельные выходы, не связанные с другими зданиями.

Соответственно, переход между зданиями, возможно, рассматривать как коридор, но только для того здания от которого данный переход не отделяется противопожарной преградой (данный переход рассматривается как часть этого же здания).

Для здания, от которого переход отделен противопожарной преградой, данный переход не рассматривается как коридор (данный переход рассматривается к часть другого («чужого») здания).

Переход между зданиями различной функциональной пожарной опасности (только для одного из зданий) может рассматриваться именно как эвакуационный коридор (путь эвакуации) только в том случае, если данный переход соответствует требования к путям эвакуации (соответствует по ширине, высоте, протяженности, освещению; отделочные материалы соответствуют требования пожарной безопасности; дверные проемы соответствуют по высоте и ширине и т.д.).

Читайте также  Какое давление в водопроводной сети является нормой

Соответственно, возможно, сделать вывод о том, что для одного из зданий, от которого переход не отделен противопожарной преградой, путь, ведущий наружу через переход (коридор) и лестницу 3-го типа (наружную открытую лестницу), будет рассматриваться как путь эвакуации, но только для помещений, расположенных на 2-ом этаже данного здания (подпункт «б» п.2 ч.3 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ ).

Белянин В.А.,
эксперт в области пожарной безопасности

Линия профессиональной поддержки пользователей
систем «Кодекс»/»Техэксперт»

В каких случаях переход между зданиями можно рассматривать как путь эвакуации?
(Источник: ИСС «КОДЕКС»)

Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями

Противопожарное расстояние – утвержденная дистанция между строениями в целях предупреждения распространения огня. Дистанцию разрыва устанавливает СП по пожарной безопасности. Основные требования прописаны в Федеральном Законе от 22.07.2008 года.

Нормы на противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями в этом году остались без изменений

Безопасное противопожарное расстояние: нормы и правила

Противопожарные расстояния между зданиями сооружениями и строениями регламентируют нормы СП 4.13130.2013 по пожарной безопасности. Выполнение требований СП способствует соблюдению ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». С

вод Правил регулирует строительство и реконструкцию жилых и административных зданий. Не распространяется на конструкции выше 75 метров по классу опасности Ф1.3 и выше 50 метров других классов опасности. При составлении свода были учтены требования документов:

В этом же документе дана классификация зданий по типу использования.

Города и поселки

Строительство на территории городских и сельских поселений регламентирует ФЗ № 123.

Степень огнестойкости Расстояние в метрах по степени огнестойкости
1,2 3 3-а, 3-б, 4, 4-а, 5
1, 2 6 8 10
3 8 8 10
3-а, 3-б, 4, 4-а, 5 10 10 15

Классификация по степени огнестойкости дана в СНиП 21-01-97.

Расстоянием между зданиями – это дистанция между фасадами или выступающими частями наружных стен. Если стена глухая допустимо уменьшение противопожарного разрыва на 20 %. В районах с повышенной сейсмической опасностью расстояние увеличивают на 20 %. Для конструкций, построенных каркасно-щитовым способом, дистанцию увеличивают на 20 %.

В случае, если стена соседнего здания противопожарная, расстояние может быть меньше 6 метров

В некоторых случаях допустимо сокращение разрыва. Для получения согласия на уменьшение дистанции застройщик должен предоставить веское доказательство. Обоснованием для получения такого разрешения может служить:

  1. В проекте предусмотрено строительство противопожарной стены.
  2. Предполагается установка звуковой системы оповещения и автоматической установки пожаротушения.
  3. Не предусмотрены оконные и дверные проемы в стенах со степенью огнестойкости ниже 3-а.

Дачные товарищества

Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями на территории, принадлежащей СНТ или дачным товариществам, на участках, выделенных под ИЖС, указаны в НПБ 106-95. Основные требования:

  1. Дистанция противопожарного разрыва зависит от степени огнестойкости строений. Если здание кирпичное и стена глухая, расстояние можно уменьшить до 6 метров.
  2. Между зданиями, построенными из материалов 5 степени огнестойкости, – расстояние не менее 15 метров. При самовольном уменьшении разрыва могут последовать карательные санкции в виде лишения права на строительство и демонтаж уже построенного.
  3. Обеспечить необходимый проезд к дому для спецтехники. Ширина подъездного пути не менее 6 метров, при этом сюда можно включить тротуары и бордюрные ограждения.

Противопожарные правила никак не оговаривают расстояние между постройками хозяйственного блока и жилым зданием. В этом случае стоит изучить санитарные нормы и правила.

По требованиям пожарной безопасности запрещено:

  • закрывать пожарные проезды;
  • устанавливать на подъезде к дому газовые баллоны и другие легковоспламеняющиеся предметы.

Если жилой дом имеет несколько этажей, должны быть оборудованы подходы и подъезды к каждой жилой секции

Промышленные предприятия и склады

Противопожарный разрыв между промышленными предприятиями и складскими помещениями регламентирует п. 4.3 СП 4.13130.2013.

Степень огнестойкости Класс пожароопасности Расстояние между объектами в зависимости от степени огнестойкости и пожароопасности.
1, 2, 3, С0 2, 3, С1 4, С0, С1 4, 5, С2, С3
1, 2, 3 С0 10 12 12 12
2, 3 С1 12 12 12 12
4 С0, С1 12 12 12 15
4, 5 С2, С3 15 15 15 18

Единица измерения – метры. Противопожарный разрыв зависит от типа использования здания. В случае повышенной степени взрывоопасности при хранении горючих и легковоспламеняющихся материалов (нефть, бензин, лакокрасочная продукция) противопожарная дистанция должна быть увеличена на 20 %.

Если складские помещения оборудованы автоматическими системами пожаротушения, расстояние может быть уменьшено на 50 %.

Расстояние от складов до производственных зданий и между собой не установлены при хранении:

  • менее 1 тонны каменного угля;
  • горючих жидкостей до 100 м³ и каменного угля до 1000 т, в случае если стены склада глухие.

В зданиях выше 2 этажей лестницы должны быть открытого типа и находиться с наружной стороны

Обязательно наличие автоматической системы оповещения и тушения пожара.

В 2016 году было принято постановление об изменении в противопожарном режиме в Российской Федерации. В частности, были затронуты вопросы безопасности на территории промышленных и складских помещений с категорией взрывоопасности А и Б.

Степени огнестойкости зданий и сооружений

Огнестойкость – способность противостоять огню в течение определенного времени. Этот временной промежуток именуют пределом огнестойкости. Показатель определяют в часах (ч), напрямую зависит от материала строения. Признаки предела огнестойкости:

  • появление на плоскостных поверхностях конструкции трещин;
  • температура достигает 140 °С;
  • разрушение несущих конструкций.

В СНиП II-А. 5-70 дано определение огнестойкости по степени, всего выделено 5 определений.

Обозначения в таблице: Н – несгораемые, Т – трудно сгораемые, С – сгораемые. Единица определения – часы. В СНиП дано дополнительно 9 примечаний к определениям.

Как правильно рассчитать расстояние при строительстве

При проектировании зданий и сооружений рассчитывают необходимую дистанцию противопожарного разрыва между соседними сооружениями. При расчете противопожарной дистанции при строительстве зданий учитывают:

  • степень огнестойкости;
  • категорию взрывоопасности;
  • тип и назначение строения.

Из экономических соображений часто застройщики сокращают необходимый противопожарный разрыв до допустимого минимума. Что при этом учитывают:

  • огнестойкость соседних сооружений;
  • скорость распространения огня;
  • тепловое излучение.

При показателях теплового излучения в 35 кВт/м 2 воспламеняются деревянные детали конструкций. Скорость огневого потока значительно меньше теплового.

Советуем посмотреть видео: нормативы при строительстве домов.

Санкции за нарушение противопожарного расстояния

Основные санкции за нарушение правил пожарной безопасности изложены в Постановлении Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года. В 2017 году в него были внесены изменения, которые касаются безопасности на территории промышленных предприятий и ответственности за их нарушение.

Как правило, иски о нарушении противопожарного расстояния не имеют досудебного урегулирования и рассматриваются только в судебном порядке. Выявлением нарушений подобного рода, занята судебная экспертиза – землеустроительная, техническая, строительно-техническая.

По подобным исковым заявлениям в 2021 году выдвигают такие требования:

  1. Демонтаж или перенос строящегося, или уже построенного здания.
  2. Устранение препятствия при пользовании участка.
  3. Признание здания самовольной постройкой. В этом случае строение подлежит сносу.
  4. Прекращение права собственника.

Если из-за несоблюдения противопожарных разрывов случилось возгорание соседних зданий или сооружений, собственник может быть подвергнут административной или уголовной ответственности.

Административную ответственность регламентирует ст. 20.4 Кодекса административных нарушений. Согласно ее требованиям, на виновных будет наложен штраф:

  • физическое лицо – от 10 до 15 тысяч рублей;
  • ИП или должностное лицо – от 6 до 50 тысяч рублей;
  • юридическое лицо – от 15 тысяч до 1 миллиона рублей.

Если разрушения огнем имеют необратимые последствия (полностью уничтоженные соседние строения, нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть людей), виновный подлежит уголовному преследованию

В этом случае санкции будут следующими:

  1. Ст. 219 ч. 1 (нанесение тяжкого вреда здоровью граждан) – штраф 80 тыс. или з/п за полугодовой период; до 3 лет лишения свободы; принудительные работы, 3 года ареста или лишение права заниматься определенной деятельностью до 3 лет.
  2. Ст. 219 ч. 2 (смерть граждан в результате возгорания) – до 5 лет лишения свободы или лишение права заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

В судебной практике дела подобного рода частое явление. Поэтому к требованиям противопожарной безопасности стоит отнестись с должной внимательностью и полностью их выполнять.

Дополнительные меры для устранения пожароопасных ситуаций

Помимо необходимого противопожарного разрыва должны быть предусмотрены и другие способы устранения пожароопасных ситуаций. Для жилых домов на территории сельских поселений, дачных и садовых кооперативов, на участках, выделенных под ИЖС:

  1. Профилактический осмотр и ремонт системы отопления, дымоходов, газовых колонок в начале каждого отопительного сезона.
  2. Прокладка электропроводки в соответствии с нормами ПУЭ. Внутри стен электропровод укладывать в металлические гофрированные трубы. При проведении системы электроснабжения поверх стен использовать только негорючий кабель.
  3. Система дымоудаления не должна быть подключена к вентиляции.
  4. Пол перед дровяными печами закрыт металлическим листом.

Все деревянные детали стоит обработать антипирином.

Для высотных зданий предусматривают отдельный вход для каждого жилого яруса. Возможно возведение противопожарных стен. Такие стены проходят через все этажи и отделяют один жилой блок от другого. Деревянные перекрытия обрабатывают антипирином.

Для производственных и складских помещений предусмотреть запасные выходы, противопожарные стены и систему автоматического тушения пожара. Узнайте на нашем сайте о составлении плана эвакуации здания.

Помимо этого, все помещения должны быть снабжены автоматической системой оповещения в случае задымления или возгорания

Подъезды к строениям не менее 6 метров, для свободного доступа пожарных машин.

Все эти требования прописаны в Приказе МЧС России № 645 по противопожарной работе. В 2018 году в него внесли дополнения:

  1. При строительстве, ремонте и реконструкции зданий необходимо наличие сертификата на строительные материалы, используемые для отделки внутренних помещений (ламинат, линолеум и т.д.).
  2. Обязательно наличие сертификата на противопожарные двери.

Противопожарное расстояние – необходимая мера для предотвращения перекидывания пламени на рядом стоящие здания. При соблюдении всех требований риск выгорания на большой площади будет значительно снижен.

Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями

На этой неделе мы рассмотрим на мой взгляд одну из интереснейших и актуальных тем: «Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями».

Данная тема всегда является актуальной, поскольку очень много нарушений связанных с несоблюдением противопожарного расстояния. Частые случаи с нарушением противопожарных расстояний возникают при реконструкции зданий (построек), пристройках новых помещений, построек к имеющимся зданиям, и даже при строительстве новых зданий, в том числе очень часто пренебрегают нормам противопожарного расстояния до лесных насаждений.

Читайте также  Норма посадки дерева от дома

Итак, начнем с самого простого и выясним что же такое противопожарное расстояние?

Терминология:

Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) — нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (ст.2 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ №123).

Нормативные документы регламентирующие противопожарное расстояние между зданиями:

  1. Глава 16 ФЗ № 123
  2. СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменениями от 14.02.2020 г) (далее – СП 4.13130)

Для чего же существуют противопожарные расстояния?

На основании ч.1 ст.69 ФЗ №123 противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

А также на основании ч.2 ст.69 ФЗ №123 противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:

1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:

а) вне территорий лесничеств;

б) на территориях лесничеств;

2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.

Как определить требующееся противопожарное расстояние между зданиями?

В данном вопросе нам будет необходимо обратиться к СП 4.13130. Итак, на основании п 4.3 таблицы 1 регламентируется минимальное противопожарное расстояние (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями, а также от указанных зданий до зданий производственного и складского назначения.

Для того, чтобы определить минимальное расстояние вам необходимо знать степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности вашего объекта и соседнего объекта. Данные характеристики определяются на основании таблиц 21 и 22 ФЗ №123.

*Примечание к рисунку 3:

КО — не является пожароопасным;

К1 — мало пожароопасен;

К2 — умеренно пожароопасен;

Так, например, минимально противопожарное расстояние между общественным зданием II степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С1 до общественного здания с такой же характеристикой будет равняться 10 метров.

А от производственного здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 до общественного здания II степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С1 будет равняться 12 метров.

На основании п. 4.4 СП 4.13130: «Противопожарное расстояние между зданиями, сооружениями определяется как наименьшее расстояние в свету между наружными стенами или другими ограждающими конструкциями. При наличии конструктивных элементов из горючих материалов, выступающих за пределы указанных конструкций более чем на 1 м, расстояние следует принимать от указанных элементов».

В соответствии с п. 4.5 СП 4.13130: «Противопожарные расстояния от глухих (без оконных проемов) стен жилых и общественных зданий, сооружений I — IV степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0 и С1, с наружной отделкой, облицовкой (при наличии) из материалов с показателями пожарной опасности не ниже Г1 и наружным (водоизоляционным) слоем кровли изматериалов не ниже Г1 или РП1 до других зданий, сооружений допускается уменьшать на 20% по отношению к значениям, указанным в таблице 1».

Также на основании п. 4.6 СП 4.13130 в случае оборудования каждого из зданий (I и II степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0) автоматическими установками пожаротушения допускается уменьшать противопожарное расстояние на 50%.

В том числе на основании п 4.3 «Противопожарные расстояния между объектами защиты допускается уменьшать в случаях, оговоренных нормативными документами по пожарной безопасности, а также при условии подтверждения нераспространения пожара между конкретными зданиями, сооружениями по методике в соответствии с Приложением А СП 4.13130, либо на основании результатов исследований, испытаний или расчетов по апробированным методам, опубликованным в установленном порядке. Указанное уменьшение противопожарных расстояний должно проводиться при обязательном учете требований к устройству проездов и подъездов для пожарной техники, а также обеспечении нормативной величины пожарного риска на объектах защиты.».

В соответствии с п. 4.11 СП 4.13130 Противопожарные расстояния между жилыми, общественными зданиями и сооружениями не нормируются, если более высокая и широкая стена здания, сооружения (или специально возведенная отдельно стоящая стена), обращенная к соседнему объекту защиты, либо обе стены, обращенные друг к другу, отвечают требованиям СП 2.13130 для противопожарных стен 1-го типа.

Расстояния между зданиями и сооружениями на территории производственных объектов регламентируются п. 6.1.2 таблицей 3 СП 4.13130, в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности.

В том числе в СП 4.13130 регламентируются противопожарные расстояния до различных пожароопасных и взрывопожароопасных (зданий, резервуаров, складов). Также для таких объектов предусмотрены ст. 70 – 71, 73 – 74 и таблицы 12,15,17 – 20 в ФЗ № 123.

Что делать если нарушено противопожарное расстояние?

В данном случае есть несколько вариантов развития событий. Одним из которых является оценка безопасного противопожарного расстояния путем построения моделей зданий в различных программных комплексах и сравнения данных теплового потока с критическим значением плотности излучения для различных материалов.

На основании расчета происходит анализ и сравнение результатов, полученных при моделировании с критическими значениями плотности и излучения для различных материалов после чего, делается вывод о допустимости или не допустимости данного расстояния между зданиями.

В случае допустимости данного расстояния и наличия расчета пожарного риска, при проверки органами государственного пожарного надзора не будет вынесено замечания.

Если у вас есть вопросы по противопожарным разрывам между зданиями обращайтесь в нашу фирму. Наши специалисты быстро и профессионально Вам помогут.

В данном расчете происходило обоснование допустимости фактического расстояния от существующего здания до проектируемого спортивного комплекса. Моделировалось два сценария: в первом сценарии происходило возгорание кровли проектируемого спортивного комплекса и оценивался тепловой поток на существующее здание, а во втором происходило возгорание существующего здания и оценивался тепловой поток на кровлю проектируемого здания (та как кровля была изготовлена из тентового покрытия (горючего материала))

Безопасное противопожарное расстояние между постройками

При проектировании застройки участка или возведении зданий среди построенных объектов необходимо учитывать условия пожарной безопасности

Основополагающим документом , регулирующим пожарную безопасность (ПБ) в РФ является Федеральный закон №123 ФЗ с изменениями от 27.12.2018 г.

В зависимости от взаимного расположения различных частей зданий, архитектурных решений и материала применяемого в процессе строительства, расстояния между постройками регламентированы в СП 4.13130 «Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям».
Требования документа не применяются при возведении строения высотой более 75м с классом опасности Ф1.3 и более 50 м соответствующих другим классам ПБ.

Возведение зданий в черте населённых пунктов

Действующие требования определяют измерять противопожарное расстояние между жилыми домами, как дистанцию между стенами или выступающими конструктивными элементами строений.

Так расстояние между одноэтажными деревянными домами не должно превышать 15м, а между кирпичными менее 6м. 3 горючих жидкостей или 1000т каменного угля.

К основным требованиям, обеспечивающим противопожарную эксплуатацию зданий, относятся.

— Производственные и офисные многоэтажные здания должны быть оборудованы внешними лестничными маршами для эвакуации, с отдельным выходом на них с каждого этажа.

— Наличие в помещениях локальных средств тушения пожара и схем эвакуации.

— Монтаж автоматической системы пожаротушения, оборудованной звуковым оповещением, при этом, допустимо уменьшить расстояние между постройками на 50% от номинального показателя.

При специализированном хранении взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ, противопожарное расстояние увеличивается на 20%, от номинального показателя.

Огнестойкость строений

Требования ПБ распространяются на материалы, а также на конструктивные решения принимаемые при проектировании и возведении объектов.

Основным показателем, является огнестойкость – способность противостоять воспламенению, в течение определённого времени, выражается в часах.

Признаками превышения огнестойкости являются:

  • деформации и разрушения основных конструкций строения;
  • поверхностные деформации и трещины;
  • оплавление и обугливание материалов.

Детальные требования к огнестойкости определены в СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений».

Документ дифференцирует материалы, применяемые при проведении строительных работ на:

  • несгораемые – «Н»;
  • трудно сгораемые – «Т»;
  • сгораемые – «С».

Также в нормах регламентировано применение материала, исходя из степени огнестойкости, в различных строительных работах.

Дополнительные меры обеспечения пожарной безопасности

Правилами ПБ предусмотрен комплекс мер обеспечивающих профилактику ситуации приводящих к возгоранию, среди которых:

  • регулярный периодический осмотр и обслуживание систем отопления – дымоходов, котлов и других газовых и электрических приборов для подогрева воды;
  • соблюдение требований по безопасному обустройству и эксплуатации электрических сетей;
  • разделение систем вентиляции и дымоудаления;
  • применение возле источников открытого огня напольных покрытий из негорючих материалов;
  • применение строительных и отделочных материалов имеющих сертификат ПБ;
  • обработка анитипирином деревянных конструкций и строительных элементов;
  • обустройство противопожарных выходов для каждого яруса в многоэтажных домах;
  • обеспечение свободного беспрепятственного подъезда спецтехники;

Объекты общественного использования – торговые и развлекательные центры, спортивные комплексы, концертные и конференцзалы, оборудуются автоматической системой оповещения на случай задымления или возгорания.

Определение расстояния между объектами

Безопасная дистанция между строениями определяется расчетным путём. При этом принимаются во внимание следующие факторы и показатели:

  • огнестойкость возводимого и соседних зданий;
  • пожароопасность, в случае необходимости взрывоопасность;
  • величину теплового излучения;
  • быстроту распространения пламени;
  • тип и назначение здания.

Например, при тепловом излучении 35кВт/м 2 , воспламеняются деревянные элементы конструкции и изделия.

Санкции за нарушение требований ПБ

Правительственное постановление №390 с изменениями от 20.09.2019г, «О противопожарном режиме». Правоприменение данного постановления показывает, что наиболее часто применяются следующие меры, направленные на выполнение установленных требований ПБ:

  • перенос или снос поостренного объекта;
  • демонтаж строящегося объекта;
  • устранение препятствия для свободного доступа к зданию спецтехники;
  • лишение права собственности на здание и/или земельный участок и другие.

Статья 20.4 КоАП предъявляет к нарушителям ПБ следующие санкции:

  • штраф от 10 до 15 тыс руб – для физических лиц;
  • штраф от 6 до 50 тыс руб — для предпринимателей или должностных лиц;
  • штраф от 15 тысяч до 1 млн руб – для юридических лиц.

При нарушении условий ПБ пострадали люди или нанесён значительный ущерб, виновные привлекаются к уголовной ответственности.
Наказание определено в УК РФ:

  • согласно Ст. 219 ч. 1 – виновному грозит штраф в сумме 80 тыс руб или равный сумме заработной плате за полугодовой период; тюремное заключение сроком до 3 лет; арест на 3 года или лишение права вести установленные законом виды деятельности в течение 3 лет.
  • согласно Ст. 219 ч. 2 – виновному грозит тюремное заключение до 5 лет или лишение права вести установленные законом виды деятельности в течение 3 лет.
Читайте также  Расстояние между многоэтажными домами нормы

Соблюдение требований ПБ при определении расстояния между зданиями и сооружениями на этапе проектирования – залог безопасной эксплуатации объектов в течении всего срока службы.

Номинальные значения противопожарных расстояний

При возведении в черте городов и посёлков определены следующие значения расстояний между строениями.

Расстояние в зависимости от степени огнестойкости, м.

Проектирование надземных и подземных пешеходных переходов: нормы при расчете проекта

При регламентации движения пешеходов сложнее предполагать их выбор, чем у водителей автотранспорта. Поэтому главнейшая задача проектировщика при составлении проекта надземного или подземного пешеходного перехода (ПП) – сделать дорогу безопасной и удобной для пользователей. В этой статье мы расскажем, чем руководствуется инженер при выборе объекта, а также при проектировании.

Где требуется установить конструкцию – локализация

Размещение ПП зависит от интенсивности проходимости в данном месте, а также от потока машин. Эти факторы в основном являются значимыми при организации движения. Все «зебры» делятся на два типа:

  • наземные, или размещенные на одном уровне с проезжей частью;
  • разноуровневые, которые пролегают над или под автомобильной дорогой.

У вторых есть следующие преимущества:

  • пересечение участка пути без временных задержек, то есть отсутствие светофоров;
  • безопасность – нет риска попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Есть и минусы, которые по возможности при проектировании стараются избежать:

  • увеличение пути перехода посредством лестничных прогалов;
  • затрата большей энергии на преодоление дороги;
  • ограничения или увеличенные трудности для инвалидов, пенсионеров, людей с багажом и женщин с колясками;
  • отсутствие велодорожки;
  • большая стоимость строительства;
  • дополнительные расходы на создание проекта;
  • постоянные затраты на содержание – порядок, обеспечение светом, поддержание всех железобетонных конструкций в норме.

Конечно, «зебру» нарисовать значительно легче. Но современные технологии помогли полностью справиться с недостатками или по большей степени исправить неудобства при устройстве подземных и надземных переходов.

Где требуется установка разноуровневого ПП

В общем конструкции преследуют две цели:

  • безопасность людей на дорогах с повышенной скоростью или интенсивностью поездок на автотранспорте;
  • сокращение времени автовладельцев на светофоры, стремление разгрузить участок.

Мосты и тоннели под землей для пешего передвижения следует делать в следующих случаях:

  • на внегородских трассах, где ограничение скорости выше 60 км/ч;
  • в черте города на многополосных дорогах – центральных улицах, проспектах;
  • на сложных и загруженных перекрестках проектируют подземные развязки;
  • в местах скопления большого количества людей, например, у торговых центров, автовокзалов, у ЖД станций, больниц и пр.

Согласно ГОСТ Р 52398-2005 надземные и подземные объекты следует строить на автомобильных дорогах с маркировкой 1A и 1Б – это автомагистрали и участки со скоростным движением. Для путей типа 1В, 2 с числом полос от двух и более и пересечениями как на одном уровне, так и на разных, а максимальным коэффициентом загруженности 0,7 размещение этих конструкций рекомендуется при:

  • интенсивности перехода автодороги в час пик более 3000 человек в час;
  • загрузке транспортом более 0,6;
  • задержке автомобилей из-за одноуровневых регулируемых и нерегулируемых ПП более 500 машин в час;
  • статистике дорожно-транспортных происшествий на этом участке, где ранее была «зебра» и погибло более 3 человек за последние 3 года.

Общие параметры – длина и ширина

При расчете габаритов подземных и надземных переходов учитываются данные, которые собираются не менее 5 лет. Это установление часа пик (обеденный перерыв, вечерний поток людей с работы, школьные пересменки и прочее), интенсивность проходимости пешеходов, учет среднего количества инвалидов и других членов общества с ограниченными способностями. Также собираются сведения о автодороге и ближайших участках – количество полос, наличие светофоров, расположение зданий вокруг проезжей части.

Когда все эти параметры собраны, для расчета ширины используется формула:

В = b1 * n1 + b2 * n2, где:

  • B исчисляется в метрах;
  • b1 – расстояние полосы, которая требуется для передвижения инвалидов и других ограниченных в мобильности групп населения (не менее 1 метра);
  • n1 – количество дорожек для вышеописанных граждан;
  • b2 – ширина линии для людей с обычными возможностями;
  • n1 – число путей для них из расчета 1 полоса на 500 человек в час.

По ГОСТ Р 52398-2005 минимальными значениями габаритов являются:

  • для надземных ПП – 2,25 метра и более;
  • для подземных – не менее 3 м.

Если те же объекты расположены вне черты города, то можно принять за среднюю ширину – 1,5 м и 2 м в случае, если предусмотрены пандусы и подъемники для инвалидов. Это обусловлено сниженной пропускной способностью, в отличие от городских участков.

Высота потолков при конструировании обоих вариантов объектов – не менее 2,3 метра.

Требования к архитектурным, объемно-планировочным решениям

Нормы проектирования подземных и надземных пешеходных переходов обусловлены документом СНиП 2.05.03-84. Здесь описаны общие рекомендации по конструированию постройки.

  • проектные решения должны обеспечивать долговечность и надежность;
  • внешний облик конструкции не должен портить архитектуру города;
  • следует использовать минимальную площадь полезной территории города – это касается входных и выходных частей;
  • если строительство затрагивает инженерные системы, например, электрификацию, с временным отключением ближайших объектов, то требуется провести такие работы в максимально короткие сроки;
  • на момент монтажа следует обеспечить беспрепятственный проезд (окольные пути) автотранспорту и альтернативную дорогу для пешеходов;
  • требуется предусмотреть варианты сервисного обслуживания и ремонтирования конструкции.

Любые проектные решения должны быть обусловлены экономической и технической надобностью. Только после проведения исследований можно сравнивать несколько возможных вариантов, выбирая наилучший. На предпроектной стадии учитываются следующие параметры:

  • стоимость строительства;
  • используемые материалы;
  • срок возведения;
  • длительность эксплуатации;
  • возможные поломки и цена их ремонта.

Типовой проект пешеходного перехода – что это

Так как все объекты индивидуальны по многим факторам, то весь комплекс на момент разработки схемы делится на элементы. Это вход и выход, наличие и обустройство подъемных механизмов, а также сами дороги – подземные или надземные. Среди решений могут встречаться следующие:

  • Типовые – они уже применялись ранее в аналогичных условиях, при таких же расчетных данных. Обычно они берутся за основу, а затем учитывается конфигурация отдельных элементов, усложнения, которые встречаются в работе и прочее.
  • Индивидуальные – такие проекты разрабатываются для сложных по своему замыслу конструкций, когда развязки подбираются в связи с потоком людей, сложной геометрией и прочими трудностями.
  • Экспериментальные – они применяются впервые. Если разработано новое техническое решение, то его необходимо воплотить в жизнь и протестировать.

Обычно комбинируются элементы из разных вариантов.

Этапы проектирования и создания перехода

В него входят обоснования важности постройки, инженерные изыскания и сбор информации по пропускной способности ПП. Специалисты анализируют участок дорожного пути за последние 5 лет и делают выводы о необходимости разгрузить дорогу и обеспечить безопасность пешеходам.

Инженеры исследуют почву и геопространственные данные. В первом случае – чтобы создать подземную развязку, во втором – провести надземный путь. Чтобы обезопасить переход следует изучить свойства земли, уровень грунтовых вод, возможность использовать коммуникации – провести проводку, освещение, а также снабдить тоннель камерами наблюдения и пожарной сигнализацией.

Создание проекта – это комплексный труд проектировщиков и экспертов по дорожному движению. Учитывая потребности пешеходов, их интенсивность, наличие людей с ограниченными возможностями, а также другие данные, специалисты делают комплексный генеральный план, а также отдельные чертежи для более узко направленных элементов – это подъемные группы, прокладка инженерных систем. Также в проекте должна содержаться рабочая и отчетная документация. В первой находятся все сведения о технических решениях, применяемых технологиях, расчетные данные. Вторая часть отвечает за законность мероприятия, соблюдение всех нормативов, содержит бланки согласования. Обычно этап проектирования ведется в специализированных компьютерных программах, которые могут автоматизировать процесс заполнения документов, делая выноски из чертежей. Такими являются ПО от ZWSOFT. Компания выпускает САПР ZWCAD, который является по функциям аналогом «Автокада», но имеет меньшую стоимость и облегченную систему лицензирования.

  • Согласование и экспертиза.

На этой стадии весь уже готовый проект изучают эксперты. Компания, которая это делает, должна быть государственной или частной, но иметь лицензию. Согласие же можно получить в администрации города.

  • Строительство и сдача объекта в эксплуатацию.

Крупная конструкция разделена на части, поэтому обычно монтаж ведется параллельно на нескольких участках. Все действия должны быть полностью согласованы с документацией, иначе пешеходный переход просто не будет принят. Если все нормативы соблюдены, то после строительства проводятся коммуникации, объект тестируют, а затем сдают.

Требования к проектированию конструкции – что учесть при создании плана

Конфигурация ПП бывает разнообразная. В основном выделяют две возможности:

  • перекрёсток;
  • линейная постройка.

Но есть различные вариации. Иногда из-за близлежащих зданий приходится уводить входную конструкцию в сторону, так что «линия» на плане превращается в «зигзаг» или «угол». Это зависит от конкретной городской застройки. Обычно все же избегают такие сложности, предпочитая передвинуть переход на несколько метров в сторону.

Труднее обстоит с ПП под землей. Если он имеет только два конца (вход и выход), то также применяются линейные решения – от одного тротуара к другому через проезжую часть. Но если он расположен на месте перекрестка, то будет уже минимум 4, а в иных случаях и по два на сторону, выхода. Тогда следует рассчитать, какой путь длиннее, а какой короче. Это решается обычным сравнением числа людей, которые проходят в час по одному из этих маршрутов.

При конструировании надземных переходов следует учесть также интересы водителей. Так должен быть оборудован достаточный просвет, чтобы даже большегрузы смогли проехать. Кроме того, необходимо обеспечить хорошую видимость для автовладельцев. Все столбы и опорные вертикальные конструкции должны отвечать требованиям ПДД, иметь специальную разметку и не мешать движению.

Надземные ПП должны иметь в основе железобетонные основания, а верхняя часть должна быть выполнена из стройматериалов со способностью пропускать солнечный свет. Это минимизирует затраты на освещение в дневное время.

Внешний вид, то есть облицовка и архитектурные решения, должны быть согласованы с городским органом градостроительства.

Если нормы пропускной способности от этого не страдают, то внутри перехода может быть организовано пространство для продаж и точек обслуживания людей. Однако требуется строго соблюдать все требования пожарной и антитеррористической безопасности.

Запрещается использовать материалы, которые обладают повышенной возгораемостью и взрывоопасностью.