Оканавливание участка нормы по закону

Муниципалитеты вправе обязывать собственников содержать прилегающую к их объектам муниципальную территорию за собственный счет

Dudaeva / Depositphotos.com

Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2019 г. № 2-АПА19-5).

Спорные Правила требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Владельцам разных объектов «досталось» по-разному: например, для ларьков такая территория определялась в 10 м по периметру, для рекламных конструкций – 5 м, а для МКД – аж целых 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ МКД.

Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее – как на лицо, ответственное за содержание МКД, – обязанность содержать «чужую» территорию, не входящую в общее имущество собственников. И попыталась признать спорные положения недействующими с момента издания.

Напомним, что еще год назад подобные нормы муниципальных правил благоустройства признавались недействительными чуть ли не в массовом порядке, потому что противоречили ст. 210 Гражданского кодекса о том, что собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-7, определение ВС РФ от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, определение ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4).

Сейчас же суды – и областной, и затем ВС РФ, – полностью отказали в административном иске :

  • деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий, является градостроительной деятельностью;
  • а благоустройство территорий – это деятельность, в том числе, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, их прилегающих территорий;
  • при этом новая (с 28 июня 2018 года) редакция Градостроительного кодекса предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (кроме МКД, под которыми не образованы земельные участки, или образованы по границам дома), принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования;
  • одновременно п. 13 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (тоже в редакции от 28 июня 2018 года) устанавливает, что местные правила благоустройства вправе регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий;
  • наконец, согласно п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория – это та территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, и границы которой определены муниципальными Правилами благоустройства.

Таким образом, основания для признания недействующими подобных норм из муниципальных правил благоустройства могут быть разве что процедурными, – если при принятии правил был нарушен порядок их принятия. В рассмотренном случае процедура принятия спорных положений не нарушалась – и в административном иске было отказано.

Отсутствие дороги на улице

Проживаем в сельской местности, по улице проходит грунтовая дорога без покрытия. Каждую весну и осень она становится непригодной для проезда, что создает угрозу жизни и здоровью жителей улицы. Все попытки договориться или заставить власти сделать дорогу (хотя бы отсыпать щебнем) заканчиваются тем, что власти ссылаются на то, что дорога относится к 5-й категории и не подразумевает ремонта и твердого покрытия, а только грейдирование. Как можно добиться ремонта дороги?

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;

— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление указанных полномочий на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;

— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Таким образом, обеспечение проведения мероприятий, направленных на безопасность дорожного движения на дорогах местного значения, к которым относятся и грунтовые дороги сельского поселения, возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся данные дороги.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливает сроки проведения мероприятий по устранению дефектов дорожного покрытия, в том числе для дорог 5-й категории.

Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) содержат основные положения по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов их инженерного обустройства, обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с приказом Минтранспорта России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» установлен состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. Классификация предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.

Читайте также  Вентиляция серверной нормы

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного проихзводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, для решения вашей проблемы необходимо направить письменный запрос в местную администрацию с требованием приведения дорожного покрытия дороги в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Желательно предварительно заказать проведение независимой экспертизы дорожного покрытия.

В случае получения отказа его можно обжаловать в порядке ч. 1 статьи 218 КАС РФ.

С 1 марта 2021 года вступили в силу новые санитарные правила и нормы по содержанию территорий городских и сельских поселений и условиям проживания, а также гигиенические нормативы факторов среды обитания

Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия информирует хозяйствующие субъекты о том, что с 1 марта 2021 года введены в действие обобщенные санитарные правила и нормы

— В рамках «регуляторной гильотины» законодательные нормы, устанавливающие обязательные требования, и при этом не отвечающие современным условиям жизни, должны быть полностью заменены на новые, актуальные, – отмечает главный государственный санитарный врач по РБ Сергей Ханхареев, – Часть новых СанПинов вступила в силу с 01 января и с 01 марта. И в них сохранено самое главное – обеспечение безопасности человека. В частности, данные СанПины со всеми новеллами направлены, прежде всего, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия наших граждан, на улучшение условий их проживания, окружающей среды. И они обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. В случае установления фактов их несоблюдения, просим граждан обращаться к нам для проведения проверочных мероприятий и при необходимости принятия мер.

Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования:

— к содержанию территорий городских и сельских поселений;

— к обеспечению качества атмосферного воздуха;

— к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

— к водным объектам;

— к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения;

— к качеству почвы;

— к устройству, оборудованию и содержанию зданий и сооружений;

— к осуществлению санитарной обработки лиц без определенного места жительства и их вещей;

— к обращению с отходами;

— к отходам животноводства (навоза) и птицеводства (помета);

— к обращению пестицидов и агрохимикатов;

— к размещению и эксплуатации радиоэлектронных средств.

Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» устанавливаются гигиенические нормативы:

— содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений;

— химических и биологических факторов производственной среды;

— нормативы качества и безопасности воды;

— нормативы почвы населенных мест и сельскохозяйственных угодий;

— физические факторы (за исключением ионизирующего излучения);

— гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

— гигиенические требования к печатным учебным изданиям для общего образования и среднего профессионального образования, изданиям электронным учебным для общего и среднего профессионального образования, изданиям книжным, журнальным и газетным для взрослых;

— гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды.

В указанных санитарных правилах приводится перечень постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, утрачивающих силу с 1 марта 2021 г.

Срок действия санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 установлен до 1 марта 2027 года.

При использовании материалов Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия ссылка на Управление обязательна

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ , 2021

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
Адрес: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 45 Б

Как выкопать и укрепить канаву для отведения воды

Чтобы заболоченный участок вокруг дома превратился в цветущий сад, необходимо взять под контроль грунтовые и дождевые воды. Систему водоотведения можно создать самостоятельно или с привлечением специалистов.

  1. Как выкопать и укрепить канаву для отведения воды
  2. Определение и назначение водоотводной канавы
  3. Нормативные требования
  4. Устройство и принцип работы
  5. Последовательность работ по созданию канавы
  6. Способы укрепления
  7. Преимущества и недостатки

Как выкопать и укрепить канаву для отведения воды

Повышенный уровень грунтовых вод или дождевые потоки, затапливающие участок с прилежащих склонов, создают угрозу заболачивания придомовой территории. Подвалы, цокольные этажи, колодцы подвергаются угрозе затопления. Загрязненная вода может повредить фундамент дома, нарушить работу водопровода или канализации. Под влиянием внешней влаги подземные коммуникации будут перемерзать зимой, заиливаться в теплое время года. Необходима продуманная система осушения земли вокруг дома, предусматривающая удаление поверхностных и подземных вод. Ориентируясь на потребности и бюджет планируются две системы водоотведения.

  • Ливневая – устраняет с участка поверхностные дождевые или снеговые воды.
  • Дренажная – не дает грунтовым водам подниматься на поверхность земли.

Нельзя выводить ливневый водосток в дренажную систему. Иначе в дождливый период перфорированная дренажная труба быстро переполнится, вода через отверстия станет проникать в почву. Вместо осушения дрен будет напитывать землю влагой.

Если надо быстро осушить участок, проще всего пригласить специалистов. Они спланируют эффективную систему водоотвода открытого, закрытого или смешанного типа с учетом особенностей рельефа и пожеланий хозяина. Мастера, используя спецтехнику, аккуратно выкопают траншеи, проложат трубы, восстановят или перепланируют ландшафт.

При наличии свободного времени можно самостоятельно выкопать канаву для отведения воды вдоль участка, вооружившись штыковой лопатой. Водоотводный канал – простой способ добиться желаемого результата.

Определение и назначение водоотводной канавы

Водоотводная канава – это часть открытой дренажной системы, сооружаемая для защиты грунта от избыточной влаги. Ненужная вода по руслу канала выводится за территорию участка в водосборные колодцы или водоемы.

Кювет — водоотводная канава, расположенная по периметру участка, или придорожная канава вдоль обочин дороги для отвода воды.

Нагорная — канава, предназначенная для перехвата воды, поступающей с вышележащего склона.

Нормативные требования

Строительными правилами определены безопасные расстояния от канав до заборов и жилых строений. Для предотвращения размыва основания фундамента удаление должно составлять не менее 30 см от здания. Стенки дрена необходимо тщательно уплотнять, чтобы избежать просачивание воды.

Исходя из строительных нормативов (см. СНиП 2.05.07-85) водоотводные каналы:

  • сооружаются на участках, где грунтовые воды располагаются глубже 2-х метров;
  • прокладываются в сторону водосборника с уклоном, составляющим на 10 м русла: 2 см на глинистых грунтах, 3 см на песчаных;
  • располагаются со стороны притока воды с вышележащего участка;
  • прокладываются в закрытых лотках при наличии воды в грунте в течение всего года;
  • для предотвращения заиливания должны иметь скорость потока 25-30 см/с (если откосы без озеленения).

Запрещается отводить грунтовые воды в природные водоемы с рыбой, с проточной водой или используемые для отдыха. Стоки не должны приводить к заболачиванию низин или дальнейшему размыванию оврагов. Нормативы определяют дифференцированный подход к сооружению водостоков в зависимости от рельефа местности, особенностей грунта, степени обводненности участка.

Устройство и принцип работы

Глубину, ширину, наклон, геометрию, другие параметры водоотводных сооружений оптимальные для конкретного участка могут быть вычислены специалистами на основании гидравлических расчетов по расходу воды при дождевом стоке с использованием табличных значений, указанных в Пособии к СНиП 2.05.07-85, пункт 2.190.

Читайте также  Горизонтальный участок вентиляционного канала нормы

Строительные нормы не регламентируют местоположение, размеры водоотводных каналов, их количество для отдельного участка. Данные параметры зависят от обводнения конкретной территории и определяются для каждого случая индивидуально.

Как правило, каналы имеют трапециевидную форму, глубина составляет около 0,7 м, ширина 0,5 м. Стены желоба для предотвращения осыпания делаются с уклоном 25-30 градусов, тщательно утрамбовываются. На дно отсыпается тонкий слой мелкого щебня или песка. Срок жизни канавы можно значительно увеличить, укрепив стены различными способами.

В первую очередь необходимо предусмотреть отведение воды от мест ее скопления на участке: их покажут лужи и ручьи после дождя. Схема устройства дренажной системы водоотводных канав может быть линейной или П-образной, охватывая усадьбу с нескольких сторон, или подобно дереву иметь основной ствол с примыкающими к нему ответвлениями. Однако наиболее эффективное осушение достигается в случае размещения дренажных траншей по периметру участка.

Минимальный уклон от 2% создается в водоотводящей канаве с целью обеспечить равномерную скорость потока, не допуская застоя воды и засорения дрена. Максимума 7% достигает на равнинных участках.

Если на участке слабый грунт или недостаточно места для устройства большого канала, целесообразно использовать водоотводные лотки.

Последовательность работ по созданию канавы

Для самостоятельной прокладки траншеи понадобятся: штыковая и подборная лопаты, тачка, строительный уровень, колышки, бечевка, рулетка. Далее:

  • выбирается место;
  • колышками и, натянутой между ними, бечевкой отмечается линия прокладки;
  • выполняются земляные работы, излишки грунта вывозятся на тачке.

Уклон дна канала, выводится в сторону водосборника, его необходимо постоянно контролировать с помощью строительного уровня.

Способы укрепления

Укрепление канавы каменной кладкой

Водоотводная канава по конструкции – простое недолговременное сооружение. Тем не менее, не прилагая особых затрат, дрен можно превратить в украшение ландшафта усадьбы.

Неоформленные земляные стенки водоотвода размываются потоками воды, осыпаются, что приводит к засорению и ухудшению дренажных свойств канала. Данная проблема легко решается укреплением откосов. Выбор наиболее оптимального способа зависит от типа грунта и желаемого результата.

  • Желоб канала выкладывается природным камнем.
  • Вдоль края канала высаживаются декоративные кустарники или дикорастущие травы с развитой корневой системой, надежно закрепляющей откосы.
  • Укрепление стенок водоотвода трехмерной георешеткой.
  • Одерновка верхней части откоса: закрепление кусков дерна производится специальными деревянными спицами.
  • Использование геоматов, состоящих из трехслойных пластиковых решеток.
  • Применение габионов.
  • На глинистых почвах хороший результат достигается использованием геотекстиля, покрытого толстым слоем песка или щебня.
  • Для дачного участка допустим бюджетный вариант: укрепление откосов старыми листами шифера или автомобильными шинами.

Во всех случаях, укрепив боковые стены, необходимо усилить дно, создав 5-10 сантиметровую прослойку из песка, щебня, гравия, скальника или битого кирпича.

Преимущества и недостатки

Открытый дренаж предохраняет почву от переувлажнения и помогает избежать проблем, сопряженных с повышенной влажностью. Увеличивается срок жизни строений, повышается плодородие почвы, растет урожайность культурных растений. Преимуществами устройства водоотвода в открытом грунте являются:

  • простота устройства, низкая стоимость;
  • возможность провести работы собственными силами;
  • быстрое удаление талых или дождевых вод за пределы домовой территории.

В числе недостатков можно назвать:

  • короткий срок службы;
  • непривлекательный вид;
  • необходимость частого ремонта из-за осыпания откосов и засорения узких участков.

Устройство открытых водоотводов часто применяется при обустройстве дачных участков или придомовых территорий. Это малозатратный, но результативный способ повышения комфортабельности проживания на земле. Творческий подход может превратить простую канаву в уникальную особенность ландшафта.

Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегу водоемов

Из-за пандемии COVID-19 многие стали задумываться о переезде за город. В результате спрос на загородное жилье существенно вырос — люди продолжают скупать не только готовые дома, но и участки под строительство. При этом часто предпочтения отдаются землям на берегу озер и рек.

Росреестр разъяснил, с какими ограничениями можно столкнуться при строительстве жилого дома рядом с водоемом и какие моменты необходимо учитывать.

Береговая полоса

Согласно Водному кодексу России, границей любого водного объекта принято считать береговую линию. Она определяется в зависимости от его масштаба:

  • для моря — по постоянному уровню воды или по линии максимального отлива, если уровень воды периодически меняется;
  • для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
  • для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;
  • для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Береговой полосой называют земли общего пользования вдоль береговой линии. Ее ширина составляет в среднем 20 м. Исключение — реки и ручьи протяженностью не более 10 км, их береговая полоса сужается до 5 м, говорится в разъяснениях Росреестра.

В ведомстве отмечают, что граждане вправе находиться на территории береговой полосы, передвигаться по ней, заниматься любительским рыболовством, а также причаливать к берегу. А вот приватизировать участки в пределах береговой полосы нельзя (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса). Также здесь запрещено строительство частных домов. За пределами береговой полосы водоохранной зоны уже можно купить или получить участок в аренду, в том числе для строительства, при условии соблюдения всех санитарных, водоохранных и иных требований и норм.

Водоохранная зона

В отношении водных объектов могут быть установлены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса (п. 13-14 ст. 105 Земельного кодекса), следует из материалов Росреестра. В обеих действуют особые условия использования территорий.

Водоохранная зона примыкает к береговой линии водоема. Для защиты водного объекта на этой территории действует специальный режим хозяйственной и другой деятельности. Такая деятельность не должна приводить к загрязнению, засорению, заилению водного объекта, истощению его вод, но должна способствовать сохранению среды обитания объектов животного и растительного мира, подчеркнули в ведомстве.

Ширина водоохранной зоны у моря — 500 м, а у рек или ручьев она зависит от протяженности. Так, у ручья длиной меньше 10 км водоохранная зона составляет 5 м, от 10 до 50 км — 100 м, а у реки протяженностью от 50 км и больше — 200 м. У озера с акваторией менее 0,5 кв. км ширина водоохранной зоны 50 м.

Что запрещено в границах водоохранных зон:

  1. Использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;
  2. Размещать кладбища, скотомогильники, отходы производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пункты захоронения радиоактивных отходов;
  3. Уничтожать вредные организмы при помощи авиации (сбрасывать из самолета химикаты на насекомых);
  4. Использовать транспортные средства (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки — на дорогах и в оборудованных местах с твердым покрытием;
  5. Строить и содержать АЗС и склады горюче-смазочных материалов;
  6. Хранить и применять пестициды и агрохимикаты;
  7. Сбрасывать сточные, в том числе дренажные воды;
  8. Проводить разведку и добычу полезных ископаемых (за исключением случаев, если они осуществляются пользователями недр).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых действуют дополнительные ограничения. Их ширина устанавливается в зависимости от уклона берега. Самая большая ширина прибрежной защитной полосы — у рек, озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. Она составляет 200 м.

Помимо уже обозначенных запретов, в границах прибрежных защитных полос нельзя:

  • осуществлять распашку земель;
  • размещать отвалы размываемых грунтов;
  • осуществлять выпас сельскохозяйственных животных.
Читайте также  Норма отступа от соседей при строительстве дома

Можно ли строить рядом с водоемом

Участок в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы приобрести можно. Он может входить как в состав населенного пункта, так и в состав СНТ. Возвести индивидуальный жилой или садовый дом в границах водоохранных зон также можно, но его нужно обязательно оборудовать сооружениями, которые будут защищать водный объект от загрязнения. Это канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды и т. д. Их полный перечень указан в п. 16 ст. 65 Водного кодекса.

Исключение — если открытый водоем является источником питьевой воды и возле него установлена зона санитарной охраны. На таких территориях жилищное строительство запрещается или ограничивается.

Если граждане в водоохранной зоне занимаются садоводством или огородничеством для собственных нужд и у них отсутствуют очистные сооружения или канализация, они могут использовать у себя сооружения, которые собирают сточные воды в специальные приемники из водонепроницаемых материалов. Но если речь идет об участке под индивидуальное жилищное строительство, он должен иметь либо центральную канализацию, либо индивидуальные очистные сооружения, объясняет Росреестр.

КС РФ пояснил, кто должен подводить коммуникации к бесплатно выделенным земельным участкам

На основании региональных и муниципальных правовых актов Алтайского края и г. Барнаула гражданам, относящимся к льготным категориям, в 2013 г. были предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства в собственность или по договорам аренды.

26 января 2016 г. решением Центрального районного суда г. Барнаула были удовлетворены исковые требования группы из числа этих граждан об организации на этих земельных участках электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также устройства автомобильной дороги местного значения в течение полутора лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд, опираясь на положения п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, пришел к выводу, что администрация города в соответствии с действующим на тот момент Законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» еще на стадии предоставления участков обязана была принять меры по организации инженерной и транспортной инфраструктуры. Краевой суд оставил это решение без изменения и указал, что ссылка администрации г. Барнаула на отсутствие финансирования и значительность затрат не влечет переоценку выводов суда первой инстанции, так как отсутствие финансовой возможности не освобождает от выполнения возложенных законом обязанностей.

Определением судьи краевого суда, а также определением судьи ВС РФ заявителю было отказано в рассмотрении кассационных жалоб. После этого администрация г. Барнаула обратилась в КС РФ с жалобой на ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат Конституции РФ в той мере, в какой они служат нормативной основой для возложения на городские округа расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры и автомобильных дорог за счет средств местного бюджета на всей территории городского округа, в том числе на предоставленных гражданам земельных участках. При этом не учитываются наличие на этих участках жилых домов, условия и время застройки, а также то, что земельные участки предоставляются на основании актов, вынесенных органами государственной власти субъекта РФ в рамках осуществления ими полномочий по предоставлению мер социальной поддержки, и при отсутствии закона, наделяющего органы местного самоуправления соответствующими полномочиями с выделением необходимых для их реализации средств.

Изучив жалобу, Конституционный Суд напомнил, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из направлений реализации функций местного самоуправления. Суд также указал, что направление деятельности администраций городских округов выражено в правовых нормах общего характера. Поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального, отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства.

Кроме того, КС РФ напомнил, что законодательно не урегулирован порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно.

В то же время положение Земельного кодекса РФ, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки закреплены за органами государственной власти субъектов РФ, коррелирует с положениями Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств его бюджета.

Конституционный Суд подчеркнул, что если органы местного самоуправления принимают в собственность земельные участки от органов власти субъекта РФ, то при отсутствии договоренности между ними муниципальное образование обязано обеспечить территорию необходимой инфраструктурой, поскольку параметры и цели использования такого земельного участка известны на момент его принятия.

Суд указал также, что, согласно материалам дела, гражданам были предоставлены участки, в отношении которых на заявителя возложена обязанность по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, выделенные из состава земельного участка, находившегося ранее в государственной собственности Алтайского края. При этом следует учесть добровольное согласие уполномоченных органов городского округа на принятие в собственность этого участка для последующей передачи его гражданам, которое подразумевало и принятие определенных обязательств, связанных с обеспечением его пригодности для тех целей, ради которых происходила передача.

Конкретные формы таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, указывает Суд, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

На основании вышеизложенного КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. Вместе с тем он отметил, что этим не исключается возможность федерального законодателя конкретизировать механизм предоставления земельных участков бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), в части уточнения порядка и условий обеспечения создания на соответствующей территории объектов необходимой инфраструктуры и порядка формирования связанных с этим расходов при недостаточности средств у муниципального образования.

Исполнительный директор юридической компании «Глазунов и Семенов» Дмитрий Семенов поддержал определение КС РФ, указав, что при несоблюдении органами местного самоуправления обязанности в части организации инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для нормальной жизнедеятельности в границах земель, предоставленных по социальным программам, теряется смысл проведения этих программ, направленных на удовлетворение потребности граждан в жилище.

Эксперт пояснил, что оспариваемые положения не содержат неточностей по определению компетенции органов местного самоуправления в организации инфраструктуры в своих территориальных границах. «В настоящий момент в законодательстве, и на это указывает Конституционный Суд, не хватает положений, четко регулирующих критерии обеспеченности предоставляемых земельных участков необходимой инфраструктурой, а также определяющих порядок этого обеспечения. Эти пробелы и должен устранить законодатель», – отмечает Дмитрий Семенов.

Вместе с тем, подчеркивает эксперт, КС РФ разъясняет правильность применения норм закона по сложившемуся спору, что в будущем позволит избежать обращений в суд по рассматриваемому вопросу и сэкономить время на обеспечение условий для проживания гражданам, получившим земельные участки для индивидуального жилого строительства по социальным программам.

Адвокат Дмитрий Кияшко добавил, что Конституционный Суд еще раз напомнил, что местный бюджет является частью финансовой системы России, потому, когда меры господдержки осуществляются за его счет, это предполагает ответственность всей финансовой системы страны. «Как указал КС РФ, при недостаточности средств собственно местного бюджета органы государственной власти обязаны обеспечить надлежащее бюджетное регулирование в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. Например, предоставить средства казенных учреждений, субвенции, прочие межбюджетные трансферы», – поясняет эксперт.