Нормы по укладке тротуарной плитки СНИП

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ. При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил: ГОСТ 17608-91; СНиП Ш-8-76; СНиП Ш-10-75; инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76; ТУ 400-1-190-79.

Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ.

При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил:

  • ГОСТ 17608-91;
  • СНиП Ш-8-76;
  • СНиП Ш-10-75;
  • инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76;
  • ТУ 400-1-190-79.

На основании госстандартов для проведения работ оформляются документы:

  • схема создания укладки;
  • смета;
  • технологическая карта;
  • общий подсчет трудозатрат и использования механической техники.

Подготовительный этап работ включает в себя следующее:

  • геодезическая разбивка основания под тротуарную плитку;
  • разметка земельного участка;
  • проверка тротуарной плитки на соответствие стандартам;
  • доставка материала и необходимой техники на строительную площадку.

Начальный этап укладки тротуарной плитки подразумевает создание стяжки, которая включает в себя:

  • первый слой должен быть песчаным;
  • основание производится на выбор из песка, цементно-песчаной смеси, бетона или щебня;

Далее последовательность работ должна быть следующей:

  • установка бортовых камней по периметру;
  • насыпание подстилающего песчаного слоя;
  • создания основания;
  • укладка тротуарной плитки на основание;
  • заполнение межплиточных швов.

Регламентирующий документы прописывают следующие стандарты:

  • тротуарная плитка размером до 600 мм укладывается вручную;
  • возможные места провисания дополнительно поддерживаются маяками;
  • между плитами до 600 мм должны соблюдаться зазоры 5-8 мм;
  • заполнение швов производится песком;
  • для работы с плиткой используются деревянные подручные инструменты.

Укладка тротуарной плитки в зимний период: правила и запреты

Разметка земляного полотна, насыпание подстилающего слоя и подготовка основания под плитку должно быть проведено до наступления минусовой температуре. Затем объект может законсервироваться до нужного срока.

При укладке плитки зимой необходим подогрев основания. Заделка швов также производится ппеском.

Согласно ГОСТу и СниПу недопустимо проведение работ при температуре -15°С и во время снегопада.

Тротуарную плитку в Москве вы можете приобрести в салоне «Прага». Мы специализируемся на продаже этого материала, поэтому у нас вы сможете найти самые разнообразные виды, формы, цветовые оттенки и размеры изделий.

«Прага» – сеть салонов тротуарной плитки, которая предлагает комплексный подход к благоустройству придомовой территории.

Вся представленная на сайте информация, касающаяся стоимости, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Скидки до 40%! Хранение на складе до 15.04.2018.

Нормы по укладке тротуарной плитки СНИП

К нам часто обращаются за консультацией по различным вопросам мощения и устройства тротуарных покрытий. Недавно мы получили такой вопрос:

В данной статье мы рассмотрим, на какие параметры контроля качества нужно обращать внимание, а какие параметры являются ненормируемыми, хотя часто становятся предметом разногласий с подрядчиком.

Контролируемые параметры при устройстве покрытий

При приемке работ по мощению следует контролировать высотные отметки, ровность покрытия, ширину швов, а также их заполнение.

— прямолинейность линии бортового камня на участках длиной 3 м

— превышение одного бортового камня над другим

— между смежными камнями/плитами с плоской поверхностью

— между камнями/плитами с рельефной поверхностью

— рядом с желобами

— рядом со встраиваемыми элементами

— рядом с прилегающими покрытиями

— камни мощения толщиной до 12 см

— камни мощения толщиной от 12 см

— плиты мощения толщиной до 12 см

— плиты мощения толщиной более 12 см

Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии*:

— камни мощения толщиной до 12 см

— камни мощения толщиной от 12 см

— плиты мощения толщиной до 12 см

— плиты мощения толщиной более 12 см

* Толщина подстилающего слоя с учетом запаса на вибропросадку камней должна быть увеличена на 10…15 мм.

** Измерения производятся с применением 4-х метровой рейки.

Мощение — это водопроницаемое покрытие за счет наличия межплиточных швов. Поэтому заказчик должен уделить особое внимание вопросам организации дренажа и поверхностного отвода воды. Уровень мощения должен быть выше бортовых камней или водосборных устройств на 3-5мм — для естественного стока воды с тротуарного покрытия.

Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней и водосборных лотков на 3-10 мм

Поверхность покрытия должна иметь результирующий общий уклон в сторону водоприемных устройств не менее 2,5 %. Результирующий уклон должен определяться на каждом проектном поперечнике, но не реже, чем через 10 м по длине покрытия. На поверхности покрытия не должно быть местных углублений, в которых может застаиваться вода. Поперечный уклон, измеренный на базе 0,5 м, в любом месте покрытия должен быть не менее 0,5 %.

Для измерения ровности покрытия пользуются 2-4х метровой рейкой и определяют просветы, расположенные на расстоянии 0,5м между собой. Максимальный просвет под 3-х метровой рейкой должен быть менее или равен 6 мм, под 4-х метровой рейкой — 10 мм.

Категория использования

Вид покрытия

Максимальный просвет под рейкой, мм

Проектные прямолинейные швы в натуре не должны иметь видимых отклонений от прямой линии. Ширина межплиточных швов для стандартных камней мощения (толщиной до 12мм) составляет 3-5мм, при этом швы должны быть заполнены песком на всю высоту.

Фото: Швы должны быть заполнены песком на всю высоту

Примыкания к канализационным люкам, водосборным лоткам, каким-либо другим встроенным в покрытие элементам, изменение направления рисунка мощения должны быть выполнены с учетом правил выполнения подрезки тротуарной плитки:

  • для камней мощения: наименьшая сторона отрезанного камня должна быть не менее 1/3 от целого камня;
  • для плит: в отрезанных элементах соотношение длины и ширины – не более 2х, оставшаяся короткая сторона минимум в два разадолжна превышать толщину элемента;
  • обрезанные камни/плиты не должны иметь острых углов (менее 45 градусов).

Рис: Иллюстрация правил подрезки тротуарной плитки

Для устройства примыканий к элементам конструкций или обрамления колодцев рекомендуется применять мелкоштучные изделия мощения, по возможности, в форме трапеции или небольшими квадратами (например, 50х50мм, 100х100мм).

Фото: Устройство примыканий при помощи мелкоштучных изделий мощения


Визуальная приемка мощения и ненормируемые параметры качества работ

Заказчик, в первую очередь, обращает внимание на внешний вид тротуарного покрытия. Наличие визуальных дефектов, возникающих даже при соблюдении подрядчиком всех требований качества мощения, часто приводит к разногласиям при приемке работ.

К таким визуальным, ненормируемым параметрам качества покрытия относятся:

  • скалывание кромок у камней/плит мощения
  • отклонение по цвету и структуре
  • появление высолов
  • время высыхания изделий
  • повреждение поверхности изделий от вибрации при их осадке
  • образование луж на покрытии

Скалывание кромок у камней/плит могут образовываться во время ненадлежащей транспортировки или при неправильной укладке, когда получаются слишком узкие швы. При этом незначительное скалывание кромок не влияет на эксплуатацию покрытий.

Бетонные тротуарные камни/плиты в зависимости от исходного материала и условий производства обладают колебаниями структуры поверхности и цвета. Наличие отдельных неравномерных участков со скоплением светлых или темных пятен часто становится причиной претензий при приемке. Для достижения равномерного цвета мощения при укладке необходимо смешивать камни из нескольких транспортных поддонов (вести укладку одновременно с 3-5 поддонов).

Фото: Цветовые пятна в мощении возникли из-за укладки плитки без перемешивания с разных поддонов

К уличному тротуарному покрытию нельзя предъявлять такие же визуальные требования, как к внутренним помещениям. При эксплуатации очень быстро образуются загрязнения (пыль, грязь, масляные пятна или остатки жевательной резинки). Светлые цвета бетонных изделий особенно подвержены загрязнению уже при укладке и даже последующая мойка покрытия может не придать плитке изначальный внешний вид, что не является однозначным признаком некачественности изделий или работ по мощению. Следы загрязнений также особо заметны на однотонном мощении.

Под выцветанием (высолами) понимают тончайшие беловатые отложения на поверхности тротуарного покрытия. Высолы образуются во время естественного процесса твердения цемента, исчезают сами собой под воздействием естественных погодных факторов в течение 1-2 лет эксплуатации и не являются дефектом.

Фото: Высолы на поверхности могут появляться в процессе мощения или спустя некоторое время. Через 1-2 года высолы, как правило, исчезают под воздействием естественных погодных факторов


Неравномерно высыхающие поверхности являются типичными. Принципиально существуют требования только к максимальному водопоглощению. Время высыхания может быть различным для камней одного и того же производства. Даже незначительные различия в водопоглощении и структуре пор изделий ведут к сильно отличающемуся времени высыхания покрытия. Это явление не является недостатком и прямым доказательством низкой характеристики водопоглощения.

Оси швов мощения должны быть прямолинейными — на основании данной формулировки неровные очертания швов могут стать причиной разногласий. Для отклонений от прямой линии не имеется специального значения допуска. Здесь может быть принят позиционный допуск ± 2 см, но без учета рассматриваемой длины этот размер проблематичен. При незначительных длинах — до 10 м — он выявляет не эстетичный вид покрытия, а при больших длинах свыше 100 м отклонения значительно больше этих позиционных допусков зрительно не выделяются. В большинстве случаев измерение производится как измерение отклонения от натянутого шнура.

Читайте также  Нормы застройки в СНТ по новому закону

Причиной образования луж являются неровности в комбинации с очень незначительным наклоном поверхности. Однако, существуют случаи образования луж при наклонах и неровностях в пределах заданных допусков, а именно в случае неровностей в форме очень коротких волн. Как правило, лужи – это дефект. В лужах машины вымывают материал для заделки швов, а зимой на этом месте образуются опасные участки гололеда.

Контроль на всех этапах проведения работ по мощению

Во избежание конфликтных ситуаций при финальной приемке мощения и получения высокого качества работ рекомендуем:

  • заранее обсудить с подрядчиком перечень параметров, по которым будет осуществляться приемка
  • осуществить выборочный контроль качества изделий для мощения на объекте перед укладкой (соответствие цвета, толщины изделий, наличие дефектов и повреждений)
  • осуществить промежуточный контроль проведения работ по устройству основания (высотные отметки, качество уплотнения основания, толщина подстилающего слоя)
  • осуществить промежуточный контроль работ по укладке плитки (укладка ведется с нескольких поддонов, соблюдение правил подрезки плитки и выполнение примыканий)

Долговечность и эксплуатационные свойства тротуарного покрытия во многом зависят от качества устройства основания. Одной из важных операций при устройстве основания является уплотнение несущих слоев. Для работ, как правило, применяется легкая уплотняющая техника: виброплиты (от 80кг до 150 кг), вибротрамбовки или легкие дорожные катки (до 3 тонн).

Рис: Слева несущее основание имеет слишком много пустот. Справа — качественно подготовленное основание для мощения


С целью достижения высокой прочности основания должны соблюдаться следующие правила:

  • Толщина уплотняемого слоя до 15 см;
  • Кол-во проходов по каждому слою от 4 до 10 раз!
  • Порядок прохода от краев к центру (иллюстрация)
  • Подстилающий слой из песка не должен быть более 5 см (для изделий толщиной до 12 см)

Рис: Порядок движения виброплиты от краев к центру

При мощении должен соблюдаться главный принцип работ — перемешивание, брать и укладывать плитку необходимо с нескольких поддонов! Как отмечалось выше, это позволит избежать наличия отдельных участков со скоплением светлых или темных пятен.

В течение 1-3 месяцев с начала эксплуатации должен быть организован дополнительный контроль покрытия с целью проверки заполнения швов, функционирования ливневой системы и устранения возможных местных деформаций.

Уважаемые заказчики! Полную версию документа Свод правил “Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий» Вы можете получить у наших специалистов. За консультацией обращайтесь в отдел продаж (812) 665-51-10.

Полное меню
Основные ссылки

На правах рекламы:

Вернуться в «Каталог СНиП»

Технологическая карта на устройство сборных покрытий тротуаров.

ОРДЕНА ЛЕНИНА ГЛАВМОССТРОЙ ПРИ МОСГОРИСПОЛКОМЕ

МОСОРГСТРОЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ ПОКРЫТИЙ ТРОТУАРОВ

Москва — 1983

Технологическая карта разработана проектно-технологическим отделом треста Мосоргстрой (А.Н. Абрамович, А.П. Смирнов), согласована с Управлением подготовки производства Главмосстроя.

Технологическая карта рекомендована к внедрению в строительном производстве.

1 . Область применения

1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.

1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2 . Технология строительного процесса

2.1 . При устройстве сборных покрытий тротуаров необходимо руководствоваться СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», ГОСТ 17608 -72 «Тротуарные плитки», ТУ 400-1-190-79 «Фигурные элементы мощения», инструкциями ВСН-26-76 и ВСН-50-79.

2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:

песчаного подстилающего слоя;

основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;

покрытия из сборных плит.

Варианты конструктивных схем приведены на листе 1 .

2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2 .

2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:

геодезические разбивочные работы;

подготовка земляного полотна;

доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.

2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:

выполняется земляной ящик под бортовой камень;

устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);

устраивается подстилающий слой;

укладываются плиты покрытия;

заполняются швы между плит.

Схемы организации работ приведены на листах 3 , 4 .

Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.

Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.

2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь » или автогрейдером, оборудованным откосником.

2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.

2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:

при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;

при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь » . Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.

2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.

2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5 ).

2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.

2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.

2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5 .

2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.

2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 — 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 — 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.

По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.

Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.

Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.

2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.

2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.

2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.

2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1 .

2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2 ).

2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3 .

2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.

Читайте также  Расстояние от дымохода до деревянных конструкций нормы

2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

3 . Технико-экономические показатели

(на 100 м 2 тротуара)

Затраты труда, чел.-дн. — 18,39

Потребность в машинах, маш.-см. — 0,17

Стоимость затрат труда, руб. — 78,78

Затраты труда на 1 м 2 , чел.-дн. — 0,184

Стоимость затрат труда на 1 м 2 , руб. — 0,788

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки

Технология работ по укладке тротуарной плитки прописана ГОСТ 17608-91.

Подготовительный этап работ по укладке тротуарной плитки начинается с оформления необходимой документации:

  • схемы производства работ;
  • калькуляции объема работ;
  • технологических карт;
  • калькуляции затрат труда и средств механизации.

Технология процесса

При возведении сборных тротуаров следует руководствоваться ГОСТ 17608-91, СНиП Ш-8-76, СНиП Ш-10-75, инструкциями ВСН-50-79/ВСН-26-76, а также ТУ 400-1-190-79.

Схема устройства сборных тротуаров содержит ряд элементов:

  • подстилающий слой (песок);
  • основание (песок, ЦПС — цементно-песчаная смесь, бетон, щебень);
  • покрытие из плит.

Непосредственно перед началом укладки тротуара выполняются следующие виды работ:

  • геодезическая разбивка;
  • планировка земляного полотна;
  • подвоз в рабочую зону материалов, а также техники, приспособлений и инструмента.
  • проверка исходного качества материала покрытия – тротуарной плитки на соответствие ГОСТ 17608 91.

Работа производится с соблюдением такой последовательности:

  • отрываются земляные ящики под бортовой камень (поребрик);
  • устанавливается по периметру участка бортовой камень;
  • насыпается подстилающий слой;
  • производится укладка основания;
  • укладывается плиточное покрытие;
  • заполняются межплиточные швы.

ГОСТ, касающийся укладки тротуарной плитки предусматривает, что при сопряжении с дорогой бортовой камень должен быть устанавлен при монтаже дорожного покрытия. Ручная установка бортового камня производится с использованием спецзахватов.

Песок для подстилающего слоя подвозится автотранспортом или подается погрузчиком. Далее производится его выравнивание и уплотнение. Для уплотнения задействуются электротрамбовки или малогабаритная уплотняющая техника. После утрамбовки на основание наносится выравнивающий слой из ПБС.

В СНиПе допускается укладка тротуарной плитки с размерами сторон до 600 мм вручную при помощи захватов. Фигурные элементы покрытия монтируются вручную. Плиты укладываются поперечными рядами от одного края до другого. Перед началом укладки на основании размечаются ограничивающие линии, забиваются колышки и натягивается шнур.

Грани плит выравниваются по шнуру, натянутому вдоль укладываемого ряда. В местах возможного провисания выставляются маяки. ГОСТ на тротуарную плитку регламентирует ширину швов между смежными плитками габаритами до 600 мм в пределах от 5 мм до 8 мм. Швы заполняются ЦПС (цементно-песчаной смесью) из расчета 3:1. Если покрытие носит декоративный характер, то ширина швов может быть увеличена. Для контроля этого параметра используются шаблоны.

Уложенные плиты выравниваются при помощи деревянных трамбовок. Швы смежных плит не должны иметь уступов высотой более 2 мм.

Специфика укладки плитки в зимнее время

До наступления холодов целесообразно произвести подготовку земляного полотна, подстилающего слоя и основания. Возможна также укладка плит на бетонное основание. Подготовленный выравнивающий слой из цементно-бетонной смеси слоем до 1,5-2,0 см подогревается и хорошо укрывается.

Запрещается проводить работы по укладке плит при сильном снегопаде и температуре воздуха ниже минус 15°С. Заделка плиточных швов производится в теплое время года или подогретой смесью песка и цемента.

Контроль качества укладки тротуарной плитки выполняется по требованиям СНиП.

1 . Область применения

1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.

1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2 . Технология строительного процесса

2.1 . При устройстве сборных покрытий тротуаров необходимо руководствоваться СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», ГОСТ 17608 -72 «Тротуарные плитки», ТУ 400-1-190-79 «Фигурные элементы мощения», инструкциями ВСН-26-76 и ВСН-50-79.

2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:

песчаного подстилающего слоя;

основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;

покрытия из сборных плит.

Варианты конструктивных схем приведены на листе 1 .

2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2 .

2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:

геодезические разбивочные работы;

подготовка земляного полотна;

доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.

2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:

выполняется земляной ящик под бортовой камень;

устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);

устраивается подстилающий слой;

укладываются плиты покрытия;

заполняются швы между плит.

Схемы организации работ приведены на листах 3 , 4 .

Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.

Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.

2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь » или автогрейдером, оборудованным откосником.

2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.

2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:

при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;

при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь » . Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.

2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.

2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5 ).

2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.

2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.

2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5 .

2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.

2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 — 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 — 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.

По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.

Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.

Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.

2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.

2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.

2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.

2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1 .

2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2 ).

Читайте также  Концентрация хлора в бассейне норма

2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3 .

2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.

2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

3 . Технико-экономические показатели

(на 100 м 2 тротуара)

Затраты труда, чел.-дн. — 18,39

Потребность в машинах, маш.-см. — 0,17

Стоимость затрат труда, руб. — 78,78

Затраты труда на 1 м 2 , чел.-дн. — 0,184

Стоимость затрат труда на 1 м 2 , руб. — 0,788

Укладка тротуарной плитки

Дорожные покрытия из тротуарной плиткой — экологически чистые, долговечные, легко демонтируются и восстанавливаются при прокладке и ремонте подземных коммуникаций. Указанные преимущества по сравнению c другими дорожными покрытиями обусловили широкое распространение.

Долговечность и красота тротуарного покрытия зависит от качества тротуарной плитки и соблюдения технологии ее укладки. Лучше всего заказать выполнение работы по благоустройству профессиональным подрядчикам. Но если есть желание самостоятельно замостить тротуар, то это можно сделать, следуя рекомендациям по процессу укладки тротуарных плит.

Укладка тротуарной плитки – процесс, требующий соблюдения общих строительных правил. Работы по устройству тротуарного покрытия из брусчатки должны выполняться согласно СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий»

Существует несколько способов укладки брусчатки.

Выбор способа зависит от состояния грунта и последующих условий эксплуатации участка (отмостка здания, пешеходная зона, площадка для проезда и парковки легковых автомобилей или грузовых автомобилей).

Вне зависимости от выбранного способа укладки, результат работы зависит от тщательности предварительной разметки и подготовки основания под укладку. Этап разметки площадок и дорожек и подготовки основания является общим для всех типов мощения.

После того как определено место для укладки брусчатки, обозначаются его границы. Для этого по границам участка вбиваются колышки, по которым натягивается веревка. Брусчатка укладывается не горизонтально, а с уклоном (примерно 5 мм на 1 м).

Основные этапы:

  • Проектирование — геодезия, планировка, дизайн (рисунок раскладки, цветовые решения); конструктивные решения (основание, дренаж, спецификация элементов благоустройства), рабочие чертежи.
  • Расчет стоимости — материалы (брусчатка, бордюры, инертные материалы), стоимость работ.
  • Доставка на объект материалов.
  • Выполнение работ по благоустройству.

Планирование

  • Нарисуйте планировку участка, который необходимо замостить.
  • Измерьте участок, нанесите размеры на план.
  • Рассчитайте необходимое количество плитки для укладки, а также необходимое количество сырья для основания

Разметка дорожек и площадок

Сначала необходимо разметить дорожки и площадки согласно разработанному плану. Определите направление стока воды. Учтите то, что вода должна уходить по отмостке здания или по дорожке в водоотводные колодцы или на газоны. Уклон можно сделать продольным, поперечным, продольно-поперечным, но не менее 5 %, то есть 5 мм на метр. Направление уклона должно быть таким, чтобы вода стекала с мощения в дренажные системы или на газон, но не к зданию.

Выемка грунта

  • Выемка грунта производится с учетом того, чтобы после укладки лицевая поверхность плитки вышла на заданный уровень вашего участка.
  • Образовавшуюся после выемки грунта площадку необходимо выровнять и утрамбовать.
  • Если грунт мягкий, его необходимо увлажнить (пролить водой из шланга) и также утрамбовать.

Подготовка основания

Самый важный этап в процессе укладки тротуарной плитки – подготовка основания. Правильное основание не позволит дорожке или площадке «просесть» и обеспечит долголетие мощению. Необходимо учесть, что, несмотря на плотные швы брусчатки, основание все равно пропитывается водой. Поэтому в основании нужен водопроницаемый дренажный несущий слой (гравий, щебень). Тогда часть воды с поверхности будет отведена через брусчатку и несущий слой в почву. Обязательно нужны уклоны и водостоки для отвода излишней дождевой воды. Это нужно, чтобы под тротуарной плиткой не образовалось «болото». Для основного несущего слоя применяется морозостойкий, однородный по зерновому составу материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть уложен равномерно по высоте и с нужными уклонами. При обустройстве обычных пешеходных дорожек обычно используется слой 10-20 см. При устройстве площадок из брусчатки для проезда и парковки легковых автомобилей используют слой от 20-30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается и кладется в 2-3 слоя, при этом каждый слой уплотняется виброплитой или виброкатком.

  • После выносов уровней высот необходимо снять верхний слой почвы. Затем с помощью виброплиты или ручной трамбовки утрамбовать основание и засыпать выравнивающий слой из щебня.
  • Все слои основания отсыпать, выравнивать и утрамбовывать, учитывая уклон 5мм на каждый метр!
  • На предварительно уплотнённый основной слой щебня в качестве выравнивающего (подстилающего) слоя наносится слой песка или отсева фракции 0-5, обязательно чистого (без глины).
  • Прежде чем укладывать подстилающий слой, необходимо выставить направляющие рейки (маяки) и закрепить при помощи песка или отсева.
  • После выставления направляющих согласно всем уклонам и их закрепления, укладывают подстилающий слой между ними и разглаживают при помощи правИла, чтобы брусчатка, перед тем, как она будет уплотнена, лежала на 1см выше необходимого уровня.
  • После этого направляющие осторожно вынимают, а оставшиеся канавки аккуратно заполняют отсевом или песком.
  • На уложенный слой наступать нельзя!

Укладка тротуарной плитки

  • От нижней точки
  • От оптически важных границ
  • От бросающихся в глаза элементов: крыльцо, парадный вход в дом
  • Ручная укладка плитки производится по диагонали в направлении «от себя», чтобы не нарушить подготовленный верхний слой.

Перед началом укладки первого ряда брусчатки, для соблюдения точного расположения швов необходимо натянуть шнур во всю длину и ширину данного объекта. После этого, придерживаясь шнура, приступайте к укладке. Проверку расположения и прямолинейности швов рекомендуется выполнять через каждые три ряда уложенной тротуарной плитки. Укладка выполняется при помощи резинового молотка (киянки) лёгкими ударами по плитке. Каждые 3-5 м² уложенной, но еще не уплотнённой тротуарной плитки её поверхность контролируется при помощи 2-х метрового правила или строительного уровня.

В качестве обрамления мощеных участков следует использовать бордюрные камни. Эти ограждения устанавливают перед укладкой наружной части мостовой, чтобы предотвратить поперечные смещения и осадку камней. По краям размеченной площади выкопайте по натянутому шнуру траншею небольшого размера и глубины (чтобы бордюр входил в эту траншею до необходимого уровня). Основание траншеи необходимо утрамбовать, отсыпать, бордюр установить на бетон. Бордюр может быть видимый или скрытый — это зависит от желания. Если бордюр – скрытый, то верх плитки должен превышать верх бордюра на высоту фаски.

Заделка швов и вибротрамбовка

После укладки тротуарную плитку нужно тщательно утрамбовать. Это нужно делать исключительно по сухой и чистой поверхности, от краёв к центру. Трамбуют брусчатку с помощью вибрационных плит (трамбовка подручными средствами без использования виброплиты крайне нежелательна и, с большой долей вероятности, приведет к волнообразности покрытия через какое-то время). Для цветного материала лучше использовать плиты с полимерным покрытием. Для качественной работы идеально подойдёт виброплита с рабочей силой 20 КН и рабочей массой до 200 кг. После первого виброуплотнения покрытия на поверхность насыпают сухой просеянный чистый песок, таким образом, чтобы песок легко и плотно засыпался в щели между плитками. Рассыпанный песок разметается равномерно щеткой по всей площади и забивается в швы, «связывая» всё покрытие в единое целое. При заметании швов ни в коем случае нельзя использовать цементо-песчаную смесь!, т.к. отмыть ее с поверхности будет очень затруднительно. Затем покрытие еще раз проходится виброплитой и наносится слой сухого просеянного песка. Рекомендуется этот слой песка оставить полежать на некоторое время. После этого нужно ещё раз промести площадку. Песок, засыпаемый на поверхность и в стыки, должен быть чистым и не содержать солей, органических материалов и глины, которые могут вызвать появление высолов и растений.

ВНИМАНИЕ!

  • Не производите укладку в дождливую по­году без специального навеса.
  • Не просыпайте швы смесью песка с цементом.
  • В случае, если Ваш участок имеет «сложный» пучинистый грунт, необходимо учитывать, что его смещение может деформировать плитку. В этом случае выполняется более сложная укладка с подготовкой бетонной подушки в качестве основания, которая гарантирует долговечность.
  • Во время мощения тротуарной плитки укладка должна производиться материалом из разных палет. Это правило относится ко всем цветам. Во время работы всю поверхность брусчатки нужно прикрывать полиэтиленовой плёнкой, чтобы не загрязнить её грунтом.

Текущая эксплуатация

  • В зимнее время для уменьшения скольжения покрытие можно посыпать песком.
  • Во избежание эрозии поверхности не рекомендуется посыпать дорожки абразивными смесями, содержащими соль.
  • Производить уборку дорожных покрытий в зимнее время при помощи инструментов с металлической рабочей частью (ломами, лопатами) не рекомендуется.
  • Если снег не был убран вовремя, и образовалась наледь, ни в коем случае не убирайте лёд при помощи металлического инструмента.
  • Уход за тротуарным покрытием требует минимальных усилий.
  • Плитку необходимо мыть водой по мере загрязнения, в местах повышенной проходимости чаще. Помыть небольшой участок мощения около коттеджа не представляет большой сложности.