Норма установки мусорных контейнеров в деревне

Места накопления твердых бытовых отходов: санитарно-эпидемиологические требования.

Что есть твердые бытовые отходы или ТБО? В настоящее время существуют два обозначения твердых бытовых отходов – ТБО и ТКО (твердые коммунальные отходы), которые по сути идентичны, но в правоустанавливающих документах сохранена одна аббревиатура – ТКО.

В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Также к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Рассмотрим требования к накоплению, сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (КГО), которые регламентируются следующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:

— СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;

— СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;

— СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».

Кроме того, вступившим в силу с 1 января 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» определен порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, акцентирована необходимость приведения мест накопления ТКО в соответствие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Для сбора и временного хранения ТБО на территориях населенных пунктов должны быть обустроены контейнерные площадки, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций – не менее 25 м.

Санитарными правилами в исключительных случаях в районах сложившейся застройки при невозможности соблюдения нормативных размеров допускается возможность уменьшения расстояний от мест накопления ТКО (контейнерных площадок) на 25 %.

Изменение расстояний осуществляется на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы (санитарно-эпидемиологической оценки) и при условии оборудования контейнерных площадок навесами над мусоросборниками. Возможность сокращения расстояний от площадки с бункерами исключена.

Количество мусоросборников (контейнеров, бункеров), располагаемых на одной контейнерной площадке, определяется исходя из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов принимаются в соответствии Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». В целях реализации указанного постановления Правительством Республики Мордовия были утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Мордовия (постановление Правительства РМ от 05.04.2017 г. № 225), в последующем с 1 января 2020 г. согласно постановлению Правительства Республики Мордовия № 529 от 27.12.2019 г. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия и признании утратившем силу постановления Правительства РМ от 05.04.2017 г. № 225» норматив накопления твердых коммунальных отходов на одного проживающего в многоквартирном доме составляет 224,5 кг/год или 2,386 м 3 /год, в том числе норматив накопления крупногабаритных отходов составляет 4,13 кг/год или 0,066 м 3 /год. Норматив накопления твердых коммунальных отходов на одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 387,86 кг/год или 2,979 м 3 /год, в том числе норматив накопления крупногабаритных отходов составляет 15,92 кг/год или 0,211 м 3 /год.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров. Ранее принятыми санитарными правилами (СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88) допускалась установка на одной площадке не более 5 контейнеров.

СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», пунктом 2.4. допускает количество мусоросборников на одной контейнерной площадке до 10, в том числе 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО).

Бункеры для накопления КГО могут располагаться как на контейнерной площадке, так и на специальных площадках складирования , имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.

Мусоросборники должны иметь крышку, находиться закрытыми, быть в исправном состоянии. Площадка для установки бункера должна быть удалена от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 м, до территорий медицинских организаций – не менее 25 м, иметь достаточную площадь, водонепроницаемое покрытие, подъездной путь и ограничение бордюром по периметру.

Мусоросборники (контейнеры, бункеры) должны подвергаться промывке и дезинфекции, кроме того на контейнерных площадках должны осуществляться мероприятия по дератизации и дезинсекции. Промывка контейнеров, бункеров на контейнерных площадках не допускается.

Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КГО после погрузки твердых коммунальных отходов в мусоровоз, а также в случае загрязнения прилегающей к месту погрузки территории должны быть очищены от отходов.

Проведение дезинфекции контейнеров, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки проводится специально обученными специалистами или привлекаемыми специализированными организациями. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» имеет квалифицированный штат специалистов, современное оборудование, высокоэффективные сертифицированные средства для проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий (конт. тел. 33-36-15).

Сроки временного накопления твердых коммунальных отходов в мусоросборниках определяются исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

— плюс 5°с и выше – не более 1 суток;

— плюс 4°с и ниже– не более 3 суток.

Вывоз КГО производится не реже 1 раза в семь дней.

Санитарными правилами допускается возможность изменения срока временного накопления ТКО в малочисленных населенных пунктах с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха, количества накапливаемых отходов, возможности организации вывоза отходов на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы (санитарно-эпидемиологической оценки.)

Транспортирование отходов от мест накопления к местам осуществления деятельности по обращению с отходами осуществляется специально оборудованными транспортными средствами на объекты, предназначенные для обработки, обезвреживания, утилизации , размещения отходов. Для обеспечения шумового комфорта жителей вывоз ТКО регламентируется не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.

На основании изложенного, основными параметрами, характеризующими соответствие или несоответствие мест накопления ТКО (площадок) санитарно-эпидемиологическим требованиям являются расстояния от контейнеров до жилых зданий, детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, мест массового отдыха населения, территорий медицинских организаций; технические характеристики площадки (размеры) для установления контейнеров, бункеров, их количество; источники образования отходов; место нахождения площадки, её обустройство; техническое состояние мусоросборников.

В целом, основные требования к местам накопления твердых коммунальных отходов представлены на схеме «Правила размещения контейнерной площадки» (схема по материалам интернет-источников).

Нововведения в обращение с твердыми коммунальными отходами отражены в Федеральном законе от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

« Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», что неофициально является так называемой «Мусорной реформой», вступившей в силу с 01.01.2019 г. Помимо основной задачи — ликвидации незаконных свалок и полигонов, возрождения испорченных земель с их последующим целевым использованием внесенными изменениями предусматриваются:

— переход на раздельный сбор мусора – ТКО различного назначения должны собирать в разные контейнеры, вывозить на разных машинах, складировать на отдельных полигонах и перерабатывать по-разному;

— правильная сортировка отходов, их своевременная переработка;

— наделение полномочиями органов местного самоуправления по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, определению схем их размещения и ведению реестра таких мест (площадок);

— определение регионального оператора по обращению с ТКО, включающего в себя сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО.

В Республике Мордовия статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен компании ООО «РЕМОНДИС Саранск». Зона деятельности регионального оператора включает в себя всю территорию Республики Мордовия с общей численностью населения 808 541 человек (по данным Росстата на 01.01.2017 г.).

Нормы расстояния до мусорных баков от жилых домов

Контейнеры для утилизации отходов – постоянные места обитания крыс, мышей, тараканов, прочей живности, разносящей заразу. Для ограждения жилища, а также иных важных объектов от контакта с распространителями болезней на законодательном уровне были введены нормы и стандарты. Они регламентируют, на каком расстоянии от жилого дома должны стоять баки.
Соблюдение этих правил положительно сказывается на экологии, состоянии грунтовых вод, статистике пожаров, ведь мусор легко воспламеняется.

Нормативные акты, регулирующие правила установки мусорных баков

Основные требования, касающиеся обустройства места под урны для сбора нечистот, регламентируются СНиП, СанПиН нормативами. К числу таких документов относится:

  • СанПиН 42-128-4690-88, где указывается наименьшее расстояние от жилого здания до бака. В тексте указано 20 метров. Также здесь можно найти сведения про максимально допустимую удаленность (100 м).
  • СанПиН 1.2.2645-10, который утвердили в 2010 году специальным постановлением главного санитарного врача РФ.
  • СНиП, законы принимались в различное время. Главная их задача – определение дальности расположения отходных сборников от индивидуальных построек, располагающихся в частном секторе.
  • Федеральный закон 505 Нововведения были приняты в 2017, но в силу они вступили лишь спустя 2 года. Они известны гражданам страны как законодательные нормы о мусоре. Здесь подробно описываются стандарты складирования, утилизации отходов.

Требования к организации мусорных площадок


Исходя из санитарных норм, помойка с баками для сбора ТБО не может располагаться дальше, чем на 100-метровом расстоянии от места массовой застройки. Жильцам попросту неудобно колесить долго в поисках мусорной урны.

  • создание бетонного или асфальтированного пьедестала, выступающего над уровнем земли на 10-20 см;
  • баки устанавливаются на созданную возвышенность;
  • контейнера должны накрываться крышками во избежание попадания воды, что чревато ускорением процесса гниения отходов;
  • с передней стороны должен быть освобожденный заезд, чтобы мусоровоз мог подъехать к пьедесталу при любых погодных условиях;
  • мусорные контейнеры должны быть пластиковыми либо металлическими;
  • конструкции герметично закрываются крышками;
  • баки должны быть массивными, чтобы выдерживать максимальную нагрузку;
  • площадка ограждается с боковых трех сторон забором.

Число мусорных контейнеров рассчитывается по количеству граждан, которые живут в многоэтажном доме или иных строениях. Одно специально отведенное место рассчитано на максимальное количество до 5 урн. Для облегчения процесса опустошения баков бетонная возвышенность располагается под уклоном.
Важно, чтобы между мусорной площадкой, жилыми зданиями не было спортплощадок, зон отдыха, дорожек для катания на велосипедах, прогулок пешеходов. Располагаются мусорные баки от жилого дома на расстоянии 20-100 м.

Читайте также  Прокладка газовой трубы по участку нормы

Ограждение мусорной площадки для сбора ТКО


Чтобы отходы не выпадали с подготовленной зоны, не разносились ветром по всей придомовой территории, необходимо создавать оградки высотой от 100 см. При достаточном финансировании управляющей компании можно создать площадку с урнами и навесами. Здесь же располагаются специальные сетки для сбора пластиковых изделий, подлежащих утилизации. В качестве дополнительного ограждения используются зеленые насаждения и бордюры.
Новый законодательный документ внес некоторые коррективы в правила создания ограждающих конструкций. Такие сооружения должны быть эстетичными. Для этого зону облагораживают кустами, многолетними растениями. При этом рекомендуется ухаживать за озеленением.
Кустарники, декоративные деревья подстригаются до 1,2 метров. Если между домом и мусорной площадкой есть пустующая территория, то на ней разбивают газоны, цветочные клумбы.

Расстояние от различных типов строений до мусорных баков

В зависимости от вида здания, меняется удаленность расположения площадок для сбора отходов. Это могут быть не только специально асфальтированные зоны с баками, но и отдельно стоящие урны. Всё напрямую зависит от территориальных особенностей, типа строения. Минимальное расстояние до жилых и офисных помещений должно составлять 20 метров.

Частные дома

В микрорайонах индивидуальной жилой застройки между малоэтажными домами и мусорными баками отдаленность составляет минимум 20 м. Располагая контейнеры, рекомендуется учитывать интервал до колодцев, скважин, централизованных линий водоснабжения, тротуарных дорожек.
Нормативами предписывается измерение расстояния от загородного коттеджа, дачи до фундамента, независимо от удаленности оградки. Согласно СНиПа, отступ может составлять всего 1 метр.
Ставить урны нельзя над пролегающими под землей коммуникационными сетями. Это правило не распространяется на воздушные магистрали. Главное, чтобы они не ограждали подъездные пути для мусорной машины. Для этого они должны находиться на высоте от 6 метров.
Если нет возможности соблюсти нормы установки мусорных контейнеров в частном секторе, то собирается комиссия, в состав которой входят представители местного управления, депутаты, санврач, работники коммуникационных служб. Во время сбора производится расчет оптимального расположения урн, обсуждается возможность увеличения дистанции. В противном случае допускается 9-метровое расстояние.

Многоэтажки

Как уже говорилось ранее, правила установки мусорных контейнеров возле многоэтажных жилых домов говорят об оптимальной отдаленности в 20-100 м. Организовывается место сбора мусора сзади построек или сбоку. Ограждаются площадки забором из малопрозрачного профилированного настила, железа, покрытого цинком, бетона. Из устойчивого к коррозии и горению сырья.
Важно, чтобы организованный мусоросборник не портил открывающуюся из квартирных окон панораму. Мусорные баки не должны прикрывать городской обзор. В маленьких районах, застроенных многоквартирными жилыми строениями, допускается организация единого места выброса мусора. На одну организованную зону приходится 5 контейнеров. При недостатке такого количества, зоны для отходов располагаются рядом, отделяясь отдельными ограждениями.

Детсады, школы, игровые площадки

В детских садиках и школьных дворах не всегда имеется собственный хозяйственный двор, ограждённый от детей. Чтобы будущее поколение не испытывало дискомфорт от неприятных ароматов, рекомендуется устанавливать мусоросборники на 20-метровой удаленности от прогулочных и игровых зон. Наибольшая удаленность рассчитывается от двери, открывающей путь к хозяйственным пристройкам.
На территории школьного двора помойки располагают со стороны черного входа. Зачастую он не используется учениками заведения. Наименьшее удаление просчитывается от основного корпуса, спортплощадки, мастерских, классов. Мусоровозы должны свободно подъезжать к контейнерам, минуя доступный для детей школьный двор.
Любые игровые площадки со спортинвентарем и снарядами, прогулочные зоны должны находиться от мусоросборников на 20-метровом расстоянии. Если около школьной спортплощадки или мест отдыха расположены пешеходные дороги, то расчет расположения урн производится от наружной границы тропинок.

Торговые и общественные места

Отходники магазинов, различных общественных организаций и инфраструктурных строений оборудуются согласно СНиП. Если в постройке находится торговое предприятие, то баки для сбора ТБО отдаляются от него на расстояние от 20 метров.
За правонарушение и неправильное размещение контейнеров отвечают руководители организаций. Они же обязаны поддерживать порядок на прилегающей территории. Помимо уборки двора около строений, необходимо обеспечить посетителей магазинов надлежащим количеством контейнерных конструкций.
Мусорное ведро устанавливается руководителями торгового заведения или предприятия отдельно от контейнеров жильцов ближайших домов. Возможно соседство таких отходников при согласии управляющей компании и собственников жилья.
Помойку нужно располагать с задней стороны строения, куда не могут зайти покупатели или посетители учреждения. Отходы вывозятся по установленному графику. Предварительно руководство заключает отдельную личную документальную сделку с коммуникационными службами, контролирующими своевременность вывоза мусора.

В селах и посёлках городского типа

Сельская местность, деревни и поселения зачастую находятся на большом расстоянии от коммуникационных служб. Сделки о вывозе ТБО заключаются представителями сельсовета. В поселках СНТ подобные проблемы решаются членами правления. Если рядом с населенным пунктом находится лес или заповедная зона, то график утилизации отходов согласовывается с природоохранными компаниями.

Так как мусор легко воспламеняется, рекомендуется удалять урны от электроподстанций и распределяющих энергию узлов на 9 и более метров.

Нормы в зонах исторической застройки

В России представлено большое количество районо с исторически важными застройками. В таких регионах дома строились максимально близко друг к другу, замыкая зачастую двор сплошной колеей. В таком случае допускается размещение мусорных баков с отступом от 9 метров.

Контейнеры можно располагать за глухой стенкой, где отсутствуют кона квартир. Ведра плотно закрываются герметичными крышками для устранения неприятных запахов.
Если многоэтажные строения оборудованы мусоропроводами, то они ежедневно освобождаются от отходов. Освобождать специальные помещения от мусора нужно каждый день с последующим проведением дезинфекции.

На территории промышленных объектов

Производственные организации занимаются выбросом отходов самостоятельно. Руководство организовывает вывоз мусора посредством собственного автопарка спецтехники. Отработанные материалы, сырье с промышленных объектов зачастую токсичны. Поэтому места их сбора должны быть максимально приближены к производствам. Для этого территория оборудуется плотно закрывающимися емкостями.

К прочим особенностям стоит отнести:

  • закупку специальных контейнеров с передвижными механизмами;
  • минимальный объем мусорных баков составляет 10 м3;
  • сортировку отходов;
  • заключение сделки с коммуникационными службами для вывоза ТБО;
  • условия выброса мусора при расположении малого предприятия в жилом доме.

Склад контейнеров с отработанным материалом, подлежащим вывозу, оснащаются пожарными щитками и огнетушителями. Располагаются такие здания подальше от производственных зданий.

Ответственность за нарушения и их устранение

Раздельный сбор отходов после реформирования был отменен. Весь мусор ссыпается коммунальщиками в один кузов специального авто. Согласно новым законам, вывозить нечистоты нужно ежедневно.

При неправильном расположении мусорных баков или нарушении норм утилизации отходов, наказание грозит управляющей компании многоэтажки. Максимальный штраф для юридических лиц может составить 1 миллион рублей.

Мусорные баки для раздельного сбора отходов в офисах и домах

Челябинский регоператор прокомментировал скандал из-за вывоза мусора

Бункер для мусора 8 куб — характеристика, параметры, для каких отходов

Мусорные площадки — ответственность ЖЭКа

В Ленинградской области создают единый стандарт для мусорных площадок

Как подать жалобу на регионального оператора за невывоз мусора

Правила установки мусорных контейнеров: ФЗ, СанПиН, СНиП

Правила установки мусорных контейнеров – положения и требования, прописанные в государственных подзаконных актах СНиП и СанПиН. Они регламентируют расположение и обслуживание баков для хранения, приема ТБО. Также в них указываются все особенности размещения мусорных контейнеров в жилых и общественных местах: многоэтажных домах, частном секторе, СНТ.

Перечень нормативов

Действующий основополагающий документ, в котором определены все тематические требования – это СанПиН от 10.06.2010 года.

В нем устанавливаются правила установки мусорных контейнеров возле жилых домов разной этажности, графики опустошения баков и другая информация.

Санитарные нормы регламентируются и в других документах:

  • нововведения по ФЗ №505 – законодательные нормы о стандартах хранения и утилизации ТБО;
  • СанПин от 1988 года – регулируют наименьшее расстояние от бака для нечистот до жилого помещения;
  • СНиП – определена дальность размещения отходников от частных домов в местах индивидуальной застройки.

Требования действующего законодательства распространяются на существующие жилые комплексы, и обязательно берутся во внимание при проектировании новых строений, сооружений.

Общие правила расположения баков

Контейнеры для мусора ставят на расстоянии от 20 до 100 м от любых жилых зданий, мест массового скопления людей, государственных учреждений.

Точные цифры зависят от конкретной зоны:

  • жилая многоэтажка – 100 м;
  • заведения медицинской направленности – 50 м;
  • рынки, ТЦ – 30 м;
  • детские игровые площадки, спортивные зоны – 20 м;
  • питьевые источники в сельской местности – 50 м;
  • парковые зоны – 50 м от места скопления гуляющих.

На площадке возле многоэтажки можно поставить от 2 до 5 баков. Точное количество определяется по численности жителей. Если 5 контейнеров недостаточно, рядом оборудуется еще одна площадка.

Контейнерные мусорные площадки: нормы обустройства

К мусорным площадкам выдвигается ряд требований. Обязательно асфальтное или бетонное покрытие. Уровень уклона – 0,02%. Должен быть установлен навес, который защищает ТБО от осадков и последующего гниения отходов.

Среди других требований:

  1. свободный проезд;
  2. наличие ограждений высотой 1,5 м с 3 сторон;
  3. достаточный уровень освещенности ночью;
  4. эстетический вид вокруг (рекомендуется разбивать газоны, проводить озеленение).

Другой аспект – выбор баков-накопителей. Для жилого сектора достаточно контейнера в 0,8-1,1 куб.м., для малых строек – 20 куб.м., для масштабного демонтажа – 27 куб.м. В мегаполисах уже появляются заглубленные или подземные баки объемом – 5 куб.м. Большая часть такого накопителя находится под землей – 1,7 м, надземная часть – меньше 1 м.

Специфика установки баков-накопителей возле многоквартирных домов

Запрещается устанавливать накопители на проезжей части, на тротуаре или в проходной арке.

Не рекомендуется устанавливать контейнеры со стороны главного входа в подъезд. В порядке исключения допускается временное установление бака (сроком до 24 часов) для сбора строительного мусора.

Запрещается, чтобы между домом и мусорной площадкой находились детские или спортивные площадки, пешеходные зоны. Рядом с местом сбора твердых отходов допустим выгул животных, но хозяева должны строго следить, чтобы питомцы не подбегали к бакам.

Важно! Возле многоэтажек мусор из контейнеров для сбора ТБО должен вывозиться ежедневно в любое время года.

Как устанавливают баки в частном секторе

СаНПиН №4690-88 от 1998 года допускает самостоятельный выбор места для установки бака-накопителя для мусора жителями частного сектора.

При этом минимальное расположение до ближайших участков – 8-10 м, максимальное – 100 м. Обязательно наличие защитных ограждений. В нормативах предписывается и расстояние от дома до фундамента в сельских поселениях, этот отступ не может превышать 1 м. Баки-накопители запрещено ставить вблизи колодцев, скважин, линий водоснабжения и других коммуникационных сетей.

Читайте также  Санитарные нормы при строительстве частного дома

Минимальная дальность до различных объектов:

  • электроподстанции и узлы, распределяющие энергию – 9 м;
  • источник питьевой воды – 20-50 м;
  • ручей, река – минимум 10 м;
  • дорога – 5 м.

Периодичность вывоза мусора в частном секторе: в теплое время года (от +5 и выше) – ежедневно, в холодное время года (от -5 и ниже) допускается опустошение баков 1 раз в 3 дня.

Деревни, ПГТ: особенности сбора мусора

В деревнях и садовых некоммерческих товариществах (СНТ) люди должны собирать мусор на специально отведенных для этого участках.

На территории или за пределами подобных объединений запрещается устраивать стихийные свалки. Органические отходы утилизируются непосредственно на садовом или дачном участке. Для неутилизируемой группы (пластик, стекло) необходимо создавать площадки и устанавливать контейнеры.

Размещение контейнеров в СНТ

Минимальное расстояние от площадки до границ участков – 20 м. Это прописано в Постановлении СаНиПиН №18-51 от 10.09.1997.

С 3 сторон обязательно глухое ограждение не ниже 1 м в высоту. Если СНТ или ПГТ находится рядом с ЖД путями, устанавливать контейнеры необходимо на расстоянии минимум в 20 м от них. Со стороны дороги площадку также закрывают забором, чтобы из окон поезда не была видна местная помойка.

В СНТ и подобных объединениях граждане сами несут ответственность за чистоту на своем участке и на территории вокруг. Управляющие должны заключить договор с подрядной организацией, которая осуществляют вывоз ТБО.

Важно! За несоблюдение экологических или санитарно-эпидемиологических правил и отсутствие договора между СНТ и региональным оператором грозит штраф. К примеру, в Московской области действуют Правила «Региональный стандарт содержания и благоустройства территории садоводческих объединений», где прописаны конкретные суммы штрафов (для СНТ – 500 тыс.руб, для председателя – 50 тыс, для членов – 5 тыс).

Установка баков-накопителей на кладбищах

Актуальная проблема – захламление кладбищ и образование стихийных свалок. Чаще всего это объясняется либо полным отсутствием мусорных контейнеров на территории, либо их малым количеством и значительной отдаленностью от могил.

В государственных постановлениях и актах нет четкой регламентации этого вопроса. В них прописаны только стандартные требования – ограждения, твердое покрытие площадки, свободный подъезд. Таких важных аспектов, как расстояние до могил и сроки вывоза, в государственных нормативах нет.

Правила и требования установки контейнеров на кладбище устанавливаются муниципальными образованиями. Поэтому в каждом отдельном регионе России расстояние и периодичность опустошения баков-накопителей на кладбищах отличаются. Единые конкретные нормативы для всей страны не разработаны.

Итак, нормы и правила установки мусорных баков-накопителей указаны в ряде документов. Регулируют все вопросы, связанные с размещением и обслуживанием баков-накопителей в постановлениях СанПиН и СНиП. В них можно найти конкретные цифры дальности расположения контейнеров от общественных мест и жилых построек. Но некоторые важные требования (к примеру, точные правила размещения контейнеров на кладбищах) в государственных постановлениях не прописаны.

О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

Правительство РФ постановлением от 31.08.2018 № 1039 утвердило «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» . Поговорим о том, как с нового года будут создаваться контейнерные площадки для сбора мусора и как органы МСУ должны вести их учёт в пределах муниципальных образований.

Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).

Правила, утверждённые ПП РФ № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:

  • каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
  • как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.

Рассмотрим подробно каждый из этих разделов нового постановления.

Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора

Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.

Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.

На основе экспертизы санэпиднадзора орган МСУ выносит решение: согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин:

  • поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
  • указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.

Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

1. Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

2. Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

3. Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок

Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.

Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.

Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора

ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.

Схема работы УО по вопросам обустройства места для сбора ТКО, согласно ПП РФ № 1039, станет простой и полностью регламентированной:

  1. УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
  2. Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
  3. Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
  4. В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.

На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступают в силу с 1 января 2019 года.

Нормы установки мусорных контейнеров в частном секторе

  1. Основные правила размещения
  2. На каком расстоянии от дома должны стоять баки?
  3. Что делать в конфликтной ситуации?

Научно-технический прогресс принес много полезных и хороших научных открытий, благодаря которым мировая экономика очень сильно выросла. Но есть у него и отрицательная сторона. Вместе с ним ускорился процесс загрязнения планеты, против которого на протяжении уже не одного десятилетия ведут борьбу экологи.

Для того чтобы хоть как-то поддерживать чистоту и порядок, представители коммунальных служб устраивают на территории жилых массивов специальные контейнерные площадки с мусорными баками. В этой статье мы расскажем, в соответствии с какими нормами выполняется установка контейнеров для мусора в частном секторе.

Основные правила размещения

Прежде всего стоит детально разобраться, какие существуют контейнерные площадки для сбора мусора. Они бывают:

  • открытыми (самые распространенные);
  • закрытыми;
  • подземными.

Чаще всего монтируют именно открытые мусорные площадки. Здесь все очень просто: их себестоимость и установка наиболее дешевая. Закрытые площадки характеризуются наличием навеса и двери. Они более дорогие. И чаще всего за их обслуживание приходится платить жильцам. Наиболее дорогим, но в то же время и эффективным вариантом является подземный мусоросборник. Установка и обслуживание такой конструкции весьма затратна.

На сегодняшний день существуют определенные правила и нормы установки мусорных контейнеров в частном секторе. Это давно разработанные санитарные нормы – СанПиН, им должны следовать и граждане, и коммунальные службы, которые несут ответственность за их соблюдение. СанПиН – это нормативный документ, который разрабатывался на протяжении многих лет путем проведения различных исследований и расчетов.

Основная его цель – обезопасить здоровье и жизнь человека от различных токсичных и вредных отходов.

Такие правила касаются абсолютно всех видов площадок, в том числе и в частом секторе. При установке мусорных баков должны быть соблюдены определенные условия.

  • Место, где планируется установка мусорных баков, должно быть заранее подготовленным. Желательно, чтобы это была асфальтированная площадка, высота которой выше, чем уровень земли. Это необходимо для того, чтобы во время дождя бак оставался сухим.
  • Проезжая часть не должна быть загорожена или перекрыта мусорными баками.
  • Наличие ограждающих конструкций.
  • Ни в коем случае не допускается установка мусоросборной площадки рядом с колодцем, скважиной и любыми коммуникационными сетями.
Читайте также  Нормы времени на отделочные работы

А также обязательно должен учитываться уровень грунтовых вод, расстояние до источника питьевой воды, электроподстанции, речки, дороги. Сегодня весь мир старается как можно правильнее и эффективнее перерабатывать бытовые и производственные отходы. Именно поэтому были введены правила сортировки мусора. Такой подход дает возможность правильно, а главное, без нанесения вреда природе и человечеству, его перерабатывать.

Существуют современные площадки, на которых установлены разноцветные баки, каждый из которых предназначен для определенного вида отходов. Они устанавливаются по тем же правилам и санитарным нормам.

На каком расстоянии от дома должны стоять баки?

Всем известно, что мусорные контейнеры, даже при условии постоянного вывоза отходов, кишат грызунами, насекомыми и птицами, которые могут своим присутствием нанести сильный вред здоровью человека. Именно поэтому были разработаны нормативы и правила, в которых четко указано расположение площадки, то есть какое расстояние должно быть выдержано от жилых домов до границы территории с мусорными баками в частном секторе.

Согласно СанПиН установить мусорный бак можно на расстоянии не менее 10 м от жилого дома, максимум составляет 100 м. А также в данном нормативном акте четко указано, что мусорные контейнеры не могут быть установлены рядом с парками и зонами отдыха, детскими спортивными площадками, вблизи пешеходных и велосипедных дорожек. Существуют правила размещения и возле различных детских заведений, школ, садиков и других подобных.

Что делать в конфликтной ситуации?

Ни для кого не секрет, что сегодня, и это не редкость, правила установки мусорных баков часто нарушаются. Коммунальные службы монтируют площадки, не придерживаясь предусмотренного расстояния от жилых домов, проезжей части, сами же отходы могут неделями не вывозиться. На этой почве возникает множество конфликтных ситуаций.

Вот несколько полезных советов, как поступить при их возникновении.

  • В том случае, если сотрудниками жилищно-коммунального хозяйства были допущены ошибки, нарушены требования СанПиН, жители частного сектора имеют право и должны писать коллективные обращения или жалобы в несколько инстанций сразу. Обращения пишутся в органы Санэпидемстанции, Государственной жилищной инспекции, администрации муниципального образования. Если ни одна из вышеперечисленных инстанций не отреагировала, и проблема осталась нерешенной, нужно обращаться в прокуратуру.
  • Если возникает проблема с нарушением графика вывоза мусора, молчать тоже не стоит. Начнем с того, что в летний период вывоз мусора коммунальщиками должна осуществляться ежедневно, а вот зимой – 2 или 3 раза в неделю. Если график нарушен, для начала нужно обратиться к главе сельского совета, который, в свою очередь, должен решить вопрос с самой коммунальной службой. Если вопрос остается открытым, без лишних раздумий, нужно писать жалобу в инспекции, которые были указаны в предыдущем пункте.

Каждый человек должен понимать, что право на установку площадок и контейнеров для сбора отходов есть исключительно у коммунальной службы или подрядной организации. При этом у их представителя должны быть на руках нужные документы и разрешения. Договор об установке контейнеров и вывозе мусора обязательно должен быть подписан и храниться в сельском совете или у старосты поселка.

При наличии подписанного договора в случае нарушений, например, графика вывоза отходов, жители поселка смогут без проблем заставить коммунальщиков убрать мусор.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Прокуратура области разъясняет: приобретение (ремонт) контейнеров (бункеров) для сбора твердых коммунальных отходов, а также уборка мест их погрузки является исключительной обязанностью региональных операторов

Прокуратура области (Вологодская область). 17 января 2019

В связи с многочисленными публикациями в средствах массовой информации, а также в сети Интернет относительно порядка приобретения контейнеров (бункеров) для сбора твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) прокуратура области разъясняет следующее.

С 01 января 2019 года Федеральным законом № 458-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Нововведения направлены на совершенствование системы регулирования в области обращения с отходами, повышение уровня экологической безопасности, внедрение института регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, организацию всей цепочки обращения с ТКО, в том числе в частном секторе и в сельских территориях, дооснащение системы недостающими объектами ТКО (мусороперегрузочными станциями, объектами размещения и обработки, а также необходимым количеством спецтехники, оборудованием, контейнерами).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (в ред. от 15.12.2018), контейнерная площадка представляет собой место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

При этом обязанность по содержанию контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома, несут собственники помещений в таком доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки.

Изложенное одновременно свидетельствует, что на собственников земельных участков, на которых размещены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, возложена обязанность только по содержанию данных площадок (обустройству, покраске и т.п.), а не приобретение контейнеров (бункеров) для сбора отходов.

В соответствии с п. 13(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (в ред. от 15.12.2018), именно региональный оператор, а не кто-либо иной ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Согласно п. 90 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (в ред. от 15.12.2018), необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов.

Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Учитывая вышеизложенные требования законодательства, приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов, их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки отходов возложены на регионального оператора и являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа.

Возложение обязанности приобретения (ремонта, замены и т.д.) контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на органы местного самоуправления, управляющие компании, ТСЖ, а также граждан (жильцов) является незаконным, образует нецелевое использование бюджетных средств, массово нарушает жилищные права граждан — потребителей коммунальных услуг.