Капитальный ремонт пожарной сигнализации нормы

Капитальный ремонт пожарной сигнализации нормы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение планирует заключить контракт, предметом которого является выполнение работ по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В отдельных помещениях здания существует смонтированная много лет назад система пожарной сигнализации. Как самостоятельное основное средство она не учитывалась, отдельных инвентарных объектов в ее составе также нет. В настоящее время составлена и прошла экспертизу смета предстоящих работ, согласно которой будут и демонтажные работы (отдельных участков старой системы), и монтажные. Расходы будут осуществляться за счет экономии средств субсидии на выполнение госзадания, планируется сделать передвижку средств на КВР 243. Правомерно ли будет отразить такие расходы по КВР 243?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
О применении элемента вида расходов 243 может идти речь только в случае устранения неисправностей (восстановления работоспособности) автоматической пожарной сигнализации и иных систем, входящих в состав здания, при этом данные работы должны проводиться в рамках сметы на проведение капитального ремонта здания (помещений). В данном случае оснований для применения кода вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» у учреждения нет.
Указанные в вопросе работы могут рассматриваться как расширение (модернизация) существующей пожарной системы и отражаться в учете с применением кода видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Обоснование вывода:
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом контракта (договора). Перечень и правила применения кодов видов расходов для всех учреждений государственного сектора едины и приведены в пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н.
В соответствии с нормами Указаний N 65н с применением элемента видов расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по капитальному ремонту и реставрации государственного (муниципального) имущества.
Пожарная сигнализация — совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии с п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности сигнализационные сети, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В то же время к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства, средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации.
На основании п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к капитальному ремонту объектов капитального строительства относятся замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Также пунктом 5.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 установлено, что в ходе капитального ремонта устраняются неисправности всех изношенных элементов, они восстанавливаются или заменяются (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания, включая оснащение его недостающими видами инженерного оборудования.
Учитывая, что автоматическая пожарная сигнализация и иные указанные в вопросе системы должны учитываться в составе здания, о применении элемента вида расходов 243 может идти речь только в случае устранения неисправностей (восстановления работоспособности) таких систем, при этом данные работы должны проводиться в рамках сметы на проведение капитального ремонта здания (помещений).
Однако учреждением не планируется проведение капитального ремонта здания (помещений), а предметом договора (контракта) является установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, включающая в себя, согласно смете, монтаж (демонтаж) её элементов.
Таким образом, оснований для применения кода вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» в рассматриваемой ситуации нет.
Одновременно с этим Указаниями N 65н определено, что расходы по договорам на оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, учитываются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
При этом в соответствии с положениями раздела V Указаний 65н по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ отражаются монтажные работы, такие как установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в т.ч. обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»).
Таким образом, указанные в вопросе работы по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре могут рассматриваться как расширение (модернизация) существующей пожарной системы и отражаться в учете с применением кода видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» и статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Подгруппа видов расходов 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
— Энциклопедия решений. Учет локальных вычислительных сетей, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

15 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Применение противопожарных требований к зданиям, введенным в эксплуатацию до момента вступления в силу таких требований: новые подходы Верховного Суда

Обращаем ваше внимание на актуальную практику Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 16 апреля 2019 года № 306-КГ18-21677) по вопросу об обязательности для собственника здания противопожарных тре-бований, вступивших в силу после ввода в эксплуатацию такого здания.

Суть спора:

  • Главное управление МЧС РФ по Самарской области выдало организации предписание об устранении нарушений требований противо-пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей.
  • Организация оспорила предписание в суде, указав что здания были введены в эксплуатацию до 1966 года, задолго до момента вступления в силу спорных требований, в отношении зданий с момента ввода в эксплуатацию не проводились реконструкция, перевооружение или капитальный ремонт, поэтому новые требования к ним не применимы.
Читайте также  Нормы по укладке тротуарной плитки СНИП

Позиция арбитражных судов:

Арбитражные суды второй и третьей инстанций согласились с позицией истца, указав, что требования об оборудовании автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей установлены сводом правил, вступившим в силу в 2009 году. В обоснование суды сослались на ч. 4 ст. 4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» («Регламент»), которая устанавливает запрет обратной силы противопожарных требований, установленных в соответствии с Регламентом, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу Регламента.

Поскольку, как отметили суды, Управление не доказало факт реконструкции, перевооружения или капитального ремонта зданий после вступления в силу спорных требований, они не подлежат применению.

Такая позиция судов соответствовала ранее складывавшейся судебной практике, в том числе Верховного Суда РФ (определение от 23.07.2017 № 306-КГ17-1633, определение от 19.06.2018 № 302-КГ18-7228) и разъяснениям МЧС РФ (письмо от 28.12.2015 № 43-6281-19), согласно которым новые противопожарные требования, не относящиеся к эксплуатации объекта, применимы к зданию только в случае осуществления его реконструкции, капитального ремонта или перевооружения.

Позиция Верховного суда РФ:

Верховный суд РФ не согласился с формальным подходом нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение на основании следующего:

Период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию, как отметил суд, не освобождает собственника здания от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил, что обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

Суды должны были исследовать обстоятельства, свидетельствующие о наличии угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, и оценить возможность устранения нарушения новых про-тивопожарных требований без проведения реконструкции, капитального ремонта или вмешательства в объемно-планировочное решение здания.

Таким образом, исходя из позиции ВС РФ само по себе отсутствие доказательств проведения реконструкции, перевооружения или капитального ремонта после ввода в здание в эксплуатацию не является основанием для неприменения новых противопожарных требований. Суд исходит из того, что по подобным спорам, при наличии угрозы жизни и здоровью людей, необходимо оценивать возможность выполнения новых требований без вмешательства в объемно-планировочное решение здания.

Отметим, что данная позиция была позднее подтверждена в схожем деле по зданию в Красноярском крае (Определение Верховного Суда от 29.05.2019 N 302-ЭС19-1733 по делу N А33-14695/2017), в связи с чем мы не исключаем дальнейшего развития судебной практики по пути обязания собственника проводить работы по капитальному ремонту или перевооружению в целях снижения соответствующих рисков.

Рекомендации:

В случае споров с МЧС РФ касательно применения новых противопожарных требований к старым зданиям необходимо иметь в виду, что одной ссылки на то, что после вступления в силу таких требований объемно-планировочное решение здания не менялось, может быть недостаточно. Необходимо учитывать, что по таким делам может потребоваться проведение оценки пожарного риска, а также доказывание невозможности выполнения новых требований без проведения работ по реконструкции, капитальному ремонту или вмешательства в объемно-планировочное решение здания в формате судебной или внесудебной экспертизы.

При заключении договора аренды сторонам целесообразно прямо разграничить обяза-тельства по выполнению новых противопожарных требований. В противном случае могут возникать споры, т.к. выполнение таких работ с точки зрения общих правил об аренде может быть квалифицировано как текущий или капитальный ремонт, под которыми стороны обычно не имеют в виду выполнение каких-либо противопожарных требований. Например, квалификация таких работ как текущего ремонта будет означать, что по общему правилу они выполняются арендатором.

Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

Установка и модернизация пожарной сигнализации в здании: особенности налогового учета

Организация планирует установку пожарной сигнализации в здании. Ранее сигнализации не было. Расходы не будут возмещаться собственником здания, его разрешение есть, установка сигнализации только в проекте — пока не осуществляется.

Как учесть эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Можно ли их учесть как модернизацию?

Чтобы установить, относится ли установка пожарной сигнализации к отделимым или неотделимым улучшениям, необходимо определить, сможет ли организация демонтировать ее без ущерба для имущества арендодателя (объекта аренды). Это может установить, например, техническая комиссия, созданная из представителей сторон арендатора и арендодателя, оформив свое решение, например, актом или заключением.

Отделимые улучшения (собственность арендатора), которые будут использоваться в течение более 12 месяцев и стоимость которых свыше 100 000 руб., арендатор должен учитывать как амортизируемое имущество (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Если улучшения неотделимые и если меняются технико-экономические показатели ОС, появляются новые качества у здания, то вложения носят капитальный характер, то есть связаны с достройкой, дооборудованием, модернизацией здания, для которых одинаковые последствия по налогу на прибыль, также списание через амортизацию арендатором (абзац пятый п. 1 ст. 256 НК РФ).

Поэтому для целей амортизации не так важно, отделимый объект или нет (в любом случае производится арендатором) Однако если объект неотделимый, это свидетельствует о капитальном характере работ.

Здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей и т.д. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ)).

При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания, предназначенная для выполнения функций, в том числе функций обеспечения безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).

Согласно введению в ОКОФ, в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе сигнализационные сети.

Таким образом, с учетом положений п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ и введению в ОКОФ (также смотрите письмо Минфин России от 11.04.2013 N 03-05-05-01/11960 по налогу на имущество — содержит доводы о неделимости) и буквального их толкования система пожарной сигнализации может рассматриваться как неотъемлемая часть здания — недвижимого имущества.

При этом организация самостоятельно решает, какие расходы являются расходами на ремонт, а какие — капитальными вложениями в арендованные средства (письма Минфина России от 19.01.2009 N 03-03-07/1, от 18.11.2009 N 03-03-06/1/763, N 03-03-06/1/762, от 06.11.2009 N 03-03-06/2/215, от 20.10.2009 N 03-03-06/1/677, от 30.03.2009 N 03-03-06/1/197, от 16.10.2007 N 03-03-06/2/191).

Подробно о документах, которые помогут правильно квалифицировать произведенные работы, смотрите в материале: Энциклопедия решений. Учет капитальных вложений в виде неотделимых улучшений арендованных основных средств.

Затраты на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации учитываются в целях налогообложения прибыли в зависимости от стоимости таких установок (более или менее 100 000 руб).

Если стоимость не более 100 000 руб. — затраты учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на обеспечение пожарной безопасности, единовременно на дату принятия результатов выполненных работ по монтажу сигнализации (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, дополнительно смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 N 12604/13, письма УФНС РФ по г. Москве от 16.03.2006 N 18-11/1/20791, от 17.03.2006 N 18-11/20791), или как материальные расходы (п. 1 ст. 254 НК РФ), или в составе прочих расходов (ст. 260 НК РФ, письма Минфина России от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75487, от 23.09.2016 N 03-03-06/1/55715).

Согласно абзацу 2 п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) и п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств учитываются в составе основных средств (далее — ОС).

Представители Минфина России придерживаются позиции, что капитальные вложения, произведенные арендатором в арендованный объект ОС, в любом случае (отделимые или неотделимые, возмещаемые или невозмещаемые) до их выбытия учитываются арендатором в составе основных средств. С учетом положений п. 29 ПБУ 6/01 под выбытием указанных капитальных вложений можно также понимать окончание договора аренды или возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений.

Смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 N 03-05-05-01/57901, от 17.09.2015 N 03-05-05-01/53344, от 01.04.2014 N 03-05-05-01/14322, от 19.02.2014 N 03-05-05-01/6958, от 15.01.2014 N 07-01-06/616, от 13.12.2012 N 03-03-06/1/651, от 03.11.2010 N 03-05-05-01/48, от 01.11.2010 N 03-05-05-01/46.

Если стоимость сигнализации составляет не более 40 000 рублей за единицу, она не включается в состав ОС (при условии, что соответствующий лимит установлен учетной политикой организации) и отражается в составе материально-производственных запасов (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01). Обычно стоимость таких активов списывается в состав прочих расходов единовременно (Дебет 91 «Прочие расходы» Кредит 10 «Малоценные ОС») с принятием на забалансовый учет для контроля.

Читайте также  Норма расхода обоев на комнату с дверью

Ответ подготовила эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Артюхина

Как соблюсти новые правила пожарной безопасности: проверьте себя

От соблюдения противопожарного режима в организации зависит не только результат проверки, но в первую очередь жизни и здоровье людей. С 1 января 2021 года действуют новые правила пожарной безопасности. Как выполнить их, рассказал эксперт Михаил Шучев. Чек-лист для самопроверки вы найдёте в документах, приложенных к статье.

Посмотрите обучающий онлайн-семинар

25 февраля Михаил Шучев, руководитель группы компаний «Гермес» – системы безопасности, провёл онлайн-семинар «Соблюдение правил пожарной безопасности в организациях ЖКХ в 2021 году». На нём он рассказал об обновлённых нормах пожарной безопасности, которые должны соблюдать все компании, в том числе и работающие в сфере ЖКХ.

Эксперт объяснил, как наладить процессы внутри организации по актуальным противопожарным правилам, введённым постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, как общаться с инспектором при проверке и на чём сэкономить без ущерба безопасности.

Изучите законодательство

Правила пожарной безопасности написаны кровью. Это не метафора. Требования действительно обновляются, дорабатываются после каждого несчастного случая. Михаил Шучев и его коллеги отслеживают происшествия по всей России и могут с уверенностью сказать: большинство несчастных случаев можно было бы избежать, если бы мы не пренебрегали техникой безопасности.

Все актуальные нормы и правила прописаны в действующем законодательстве. Ряд нормативных актов эксперт советует изучить в первую очередь. Законодательство о пожарной безопасности ограничено одним основным Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Он был обновлён 22 декабря 2020 года, но серьёзных изменений для организаций ЖКХ в новой редакции нет.

Технические моменты регулирует Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Он определяет объёмы планировочных решений, решает вопросы установки сигнализаций и т.д..

Последний раз № 123-ФЗ обновлялся 27 декабря 2018 года. Поэтому, чтобы организации, в том числе и из отрасли ЖКХ, могли его выполнить, НИИ пожарной охраны периодически разрабатывает своды правил. Основных таких документов 10, в том числе о содержании эвакуационных путей, внутренних противопожарных водопроводов и т.п..

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в России. С 1 января 2021 года вступили в силу многочисленные изменения в них. Подробности вы узнаете из видеозаписи онлайн-семинара.

Наведите порядок в локальной документации

Михаил Шучев пояснил, что всего в организации должно храниться 88 видов документов по пожарной безопасности, не считая различных их подвидов. У группы компаний «Гермес» есть услуга «Папка руководителя» – это перечень документов, которые формируются для каждой конкретной компании.

Эксперт рекомендует всем завести такую папку, так как она закрывает большинство вопросов по пожарной безопасности кроме объёмно-планировочных решений. В эту папку входят следующие позиции:

  • Приказы.

Отметим, что ответственность за происшествия всегда несёт руководитель организации. Обязательными являются приказы о ночном пребывании, о вечернейпроверке помещений, об отключении электроприборов с соответствующей записью в журнал, о назначении ответственного за приобретение, хранение, обслуживание первичных средств пожаротушения.

  • Инструкции о мерах пожарной безопасности для посетителей и для работников.
  • Расчёт категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

Изменения касаются складских и производственных помещений. Складом признаётся любое помещение, где что-либо складируется.

  • Комплект необходимых журналов.

Михаил Шучев советует не поддаваться на спекуляции компаний, которые такими журналами торгуют. В действительности вам понадобятся несколько: журнал инструктажей по пожарной безопасности; осмотра помещений в конце дня, перед выходными и праздничными днями (если такого документа нет, виноват будет руководитель); учёта первичных средств пожаротушения (как обязательный отменён, но лучше иметь в наличии); журнал по техническому обслуживанию и перезарядке огнетушителей; журнал технического обслуживания средств противопожарной защиты. Распечатывайте их на бумаге А4 и храните в папках.

  • Исполнительная (рабочая) документация на системы автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения и дымоудаления.
  • Договоры с подрядными организациями, обслуживающими системы противопожарной защиты.

Системы противопожарной защиты обслуживаются строго организациями, имеющими соответствующую лицензию.

  • Документы об обучении работников и руководителей.
  • Декларация о пожарной безопасности.

Подробности по каждому пункту перечня узнайте из видеозаписи. Образец инструкции пожарной безопасности вы найдёте в раздаточных материалах – не забудьте только актуализировать под свой объект.

Обучите сотрудников пожарной безопасности

Согласно ПП РФ от 16.09.2020 № 1479, лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения определяются руководителем организации с учётом требований нормативных правовых актов России.

Если вы выбрали инструктаж, то:

  • ответственный за пожарную безопасность сотрудник организации проходит обучение на базе образовательного центра, который имеет лицензию на дополнительное профессиональное образование;
  • в состав комиссии входят представители образовательного центра;
  • инструктаж разработан центром (№ 123-ФЗ).

Когда обучение осуществляется прохождением Пожарно-технического минимума в организациях с лицензиями, то:

  • обучение по программам ведётся в соответствии с должностью – не обязательно обучать всех;
  • в составе комиссии входят только представители образовательного центра;
  • программа согласована с региональным центром МЧС.

Руководители и работники, не связанные с пожароопасным производством, учатся раз в три года, остальные – ежегодно. Обучение проходит как с отрывом от производства, так и без него.

Если работаете с подрядной компанией, проконтролируйте её работу

Если за пожарную безопасность в вашей компании отвечает подрядная организация, вам нужно знать, как проконтролировать её работу. Михаил Шучев рассказал, что нужно делать:

  • разбираться в матчасти самому,
  • спрашивать, что делает подрядчик,
  • требовать, внимательно проверять договоры,
  • применять санкции.

Необходимо отладить контроль: делать это можно самостоятельно или с помощью третьей стороны. Запрашивайте коммерческие соглашения и не отдавайте всё под ключ одной компании. Так вы исключите риски срыва сроков и обеспечите перекрёстный контроль подрядчиков.

Не подписывайте акты выполненных работ без проверки работоспособности объектов. Избегайте субподряда, потому что реселлеры (перекупы) – это удорожание и снижение качества.

Если вы работете с подрядной компанией, посмотрите запись онлайн-семинара и узнайте пять способов не разориться на обеспечении мер пожарной безопасности.

Подготовьтесь к проверке

Проверки бывают разных видов, Михаил Шучев подробно рассказал, как подготовиться к каждому из них и как общаться с инспекторами.

Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, в рамках ежегодного плана. И не раньше, чем через три года после ввода объекта в эксплуатацию.

Внеплановые проверки могут быть контрольными, для проверки устранения нарушений по ранее выданному предписанию, по заявлению третьих лиц, при установлении в регионе особого противопожарного режима, при смене класса ФПО объекта защиты или по поручению Президента РФ и/или Правительства РФ.

Больше подробностей – в видеозаписи онлайн-семинара.

Проведите аудит объекта самостоятельно

Михаил Шучев рассказал, что понадобится для самостоятельного аудита организации и проверки, как в ней обстоят дела с соблюдением требований пожарной безопасности.

Отведите время на самопроверку – не больше двух дней. А чек-лист вам достанется в подарок. Также ещё один подарок вас ожидает, когда вы посмотрите видеозапись до конца.

Срок службы пожарной сигнализации: нормативные документы

При выборе той или иной системы пожаротушения обращают внимание на ее возможности, сложность монтажа и обслуживания, стоимость и другие технические и параметры. Немаловажное значение имеет также срок службы пожарной сигнализации, с учетом которого определяются планы ремонтных работ и реконструкций помещений и рассчитывают расходы на приобретение нового оборудования. На основании установленных производителем гарантийных сроков можно судить о качестве систем пожаротушения.

Какими нормативными документами руководствуются при использовании сигнализации?

Как и любые нормы, по срокам службы пожарной сигнализации существуют нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере пожарной безопасности.

Среди таких документов необходимо назвать:

  1. НПБ (о нормах пожарной безопасности) 75-98, регламентирующие технические требования к приемно-контрольным (ППКП) и управляющим (ППУ) приборам от 1999 г. В данном документе (пп. 9.2.5, 12.2.5) указывается, что средний период работы должен составлять не меньше десяти лет.
  2. НПБ 76-98, описывающий требования для пожарных извещателей, вступившие в действие 01.04.1999 г., устанавливают в п. 17.2.3, что средним сроком эксплуатации ПИ являются 10 лет.
  3. НПБ 58-97, посвященные описанию систем сигнализации адресных, от 31.12.1996 г. В тексте нормативного документа указывается, что сроки эксплуатации адресных систем должны быть не меньше 10 лет (п.4.5.18), а гарантийный срок, установленный производителем, не менее 18 месяцев (п.8.2)
  4. ГОСТ Р53325-2009 о технических средствах пожарной автоматики, который утвержден приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009. Данным документом рассматриваются различные виды пожарной техники, их технические характеристики и сроки эксплуатации. Соответственно установлено, что в среднем сроки эксплуатации составляют – не менее 10 лет для:
  • п. 4.2.4.3 срок службы пожарных извещателей дымовых и прочих п. 5.2.4.3 для источников электроснабжения
  • п.6.2.4.1 для оповещателей
  • п.7.2.5.4 срок службы пожарной сигнализации по нормативам ППКП и ППУ.
Читайте также  Норма расстояния от забора до строения

Все нормативные документы, определяющие срок службы автоматической пожарной сигнализации, приняты в разные периоды, но единодушны в этом вопросе.

Дополнительные документы

Также срок эксплуатации пожарной сигнализации существенно расширяется в следующих документах:

  • РД (распорядительный документ) 009-02-96 о техническом обслуживании и ремонте установок пожарной автоматики, вступивший в действие 01.10.1996 года, согласованный с ГУГПС МВД России. В пункте 1.10 данного документа указывается, что срок эксплуатации пожарной сигнализации до ее замены определяется по документации на технические средства, входящей в комплект автоматики. После окончания указанного срока на основании технического освидетельствования эксплуатация может быть продлена.
  • Согласно ГОСТ 27.002-2015, посвященному надежности в технике и дающему основные термины и определения в данной сфере, действующему с 01.03.2017 г. устанавливает определение «срок службы» пожарной сигнализации. Производители техники могут устанавливать параметры назначенного ресурса и времени службы в календарном измерении, при достижении которых эксплуатацию объекта продлевают после принятия решения о такой возможности.

Какие сроки эксплуатации пожарной сигнализации?

Исходя из перечисленных ранее нормативных документов, законодательно определен только средний срок эксплуатации пожарной сигнализации. Нигде речь не идет о предельных временных нормативах использования, а наоборот предусмотрена возможность продления службы оборудования, если оно прошло обследование и документально подтверждена его работоспособность и пригодность к дальнейшей службе.

Необходимо обратить внимание на последний из нормативных документов (ГОСТ 27.002-2015), который был принят взамен ранее действовавшего стандарта ГОСТ 27.002-89. Если ранее законодательно устанавливали пределы назначенного ресурса, после которого оборудование снималось с эксплуатации, независимо от его технического состояния, то теперь при его работоспособности ограничений по времени эксплуатации не устанавливается.

Таким образом, при бережном отношении и регулярном обслуживании сигнализация может использоваться более десяти лет, но для этого необходимо заключение специалистов о ее пригодности к эксплуатации.

Гарантийные рамки службы пожарной сигнализации

Несмотря на то, что срок эксплуатации пожарной сигнализации по нормативам установлен на отметке десять лет, гарантийные пределы службы значительно короче.

Каждый производитель имеет право самостоятельно определять данный временной отрезок, в течение которого он обязан бесплатно отремонтировать или заменить вышедшую из строя технику.

В нормативной документации установлен минимальный гарантийный период – 18 месяцев, обязательный для адресных систем.

Обычно гарантийный срок службы пожарных извещателей устанавливается от 18 до 36 месяцев. Реже указывается предельный период 1 год.

Заключение

По нормативным документам для пожарной сигнализации срок службы составляет 10 лет и больше. Фактически этот период зависит от правильности монтажа, бережного отношения и регулярного технического обслуживания.

Предельный срок службы систем пожарной сигнализации

В практике эксплуатации систем пожарной сигнализации рано или поздно возникает вопрос о необходимости частичной или полной замены технических средств, входящих в их состав, в связи с истечением срока службы. Каков же срок службы систем пожарной сигнализации (далее — СПС)? Для начала рассмотрим определения основных понятий, которые дает действующее законодательство.

Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта Нажмите для перехода на ПожВики или ее возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния.

Предельное состояние — состояние объекта, в котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Средний срок службы — математическое ожидание срока службы.

Назначенный срок службы — календарная продолжительность, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» основные технические средства пожарной автоматики должны иметь средний срок службы не менее 10 лет. Данный ГОСТ входит в Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далееТехнический регламент) и осуществления оценки соответствия. Также он входит в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.

Как правило, этот же средний срок службы с формулировкой «не менее 10 лет» устанавливается и производителями указанных технических средств в соответствующей сопроводительной документации к ним. Вполне понятно, что период времени, заключенный в словосочетании «срок службы не менее 10 лет», не имеет четких границ и позволяет организации (собственнику или предприятию (учреждению), имеющему право хозяйственного ведения или оперативного управления), эксплуатировать конкретное техническое средство и в целом СПС до момента наступления их предельного состояния.

Естественно, что в период эксплуатации СПС руководитель организации согласно пункту 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее — Правила), обязан организовать проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности в составе СПС с учетом инструкции изготовителя. При этом в случае эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обязан обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке.

Практически тот же смысл несут и положения пунктов 5.1.6 и 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт». В соответствии с этими пунктами п ри выявлении в ходе эксплуатации и ТО системы неисправности основного (-ых) устройства (-ств) составляющего (-щих) системы (но до достижения ими назначенного срока службы) организация должна произвести средний или капитальный ремонт системы, направленный на восстановление ее ресурса.

По окончании ремонтных работ должен быть составлен акт об оценке продления ресурса системы и внесены изменения в исполнительную документацию, также должна быть проведена оценка соответствия системы требованиям функциональной безопасности. При достижении системой или ее составными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, ее составные части подлежат выводу из эксплуатации и списанию.

К моменту достижения системой предельного состояния организация должна принять меры к созданию новой системы с учетом действующих требований пожарной безопасности . В том числе это касается требования о том, что автоматические установки пожаротушения Нажмите для перехода на ПожВики и пожарной сигнализации Нажмите для перехода на ПожВики должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке (ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Здесь следует иметь в виду, что ГОСТ Р 54101-2010, в отличие от ГОСТ Р 53325-2012, не является документом в области стандартизации, в результате применения которого обеспечивается соблюдение Технического регламента и Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Соответственно, положения данного стандарта применительно к системам противопожарной защиты использовать можно, но только как справочные, и в случае если они не противоречат требованиям пожарной безопасности.

По результатам проведенного анализа вышеизложенных требований, определяющих технический порядок содержания и эксплуатации систем пожарной сигнализации, можно сделать определенный вывод. Так, если производителем технических средств пожарной автоматики в составе СПС установлен средний срок службы продолжительностью не менее 10 лет, а срок эксплуатации вашей системы составляет, к примеру, 12 лет (при этом средства обеспечения пожарной безопасности в составе СПС регулярно обслуживаются и их работоспособность подтверждена в соответствии с требованиями пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики ), то замена и вывод из эксплуатации составных частей системы — действия необязательные.